Всем знакома старая поговорка гласит:« Яблоня от яблони далеко не падает ». Повторяют ее в разговоре о наследственности умственных способностей детьми от родителей. Однако эту классическую поговорку отвергают французские исследователи. Проведенные ими исследования показали, что умственное развитие детей не всегда зависит напрямую от наследственной предрасположенности. Как оказалось, «ай-кью» – коэффициент интеллектуальных способностей повышается, когда дети попадают в хорошие руки.
Ученые давно предполагали такую возможность а вот французы впервые доказали этот факт научным способом. Для своих исследований они брали 65 детей, возраст которых был в пределах 4-6 лет. Отбор детей проводился из семей неблагополучных. Проверялся их индивидуальный коэффициент с помощью специальных тестов, в результате которых отбирались дети с коэффициентом не более 85. Для среднего уровня он составляет 100 единиц.
Через 5-10 лет эти дети были заново обследованы генетиками и психологами. Тесты показали, что у большинства детей повысились умственные способности. В этой смене наблюдалась четкая зависимость – чем в лучших социально-экономических условиях находились дети, тем выше становился их коэффициент интеллекта.
.
Учеными был замечен тот факт, что чем лучше в приемной семье было материальное обеспечение, тем «ай-кью» детьми достигался практически нормального уровня. В менее обеспеченных семьях, дети также повышали свой интеллект, но в меньшей степени.
Вывод ученых
Мысль о том, что до пяти лет формируются способности человека, не оправдываются. В возрасте 4-6 лет они еще не сформировались и имеют возможность эволюционировать. По словам Мишеля Дюім (Центр семейной терапии в Париже) во время эксперимента было доказано, что позитивные, так и негативные изменения условий жизни непременно влияют на повышение или уменьшение интеллекта. Поэтому перед педагогами сейчас стоит задача находить возможные средства для реализации доказанной идеи.
Американские ученые прилагают все усилия для выделения гена интеллекта, а Мишель Дюім скептически смотрит на эту идею. И даже если американцам это удастся, теперь известно, что «ай-кью» ребенка можно поднять путем изменения среды обитания ребенка.
Новые задачи
Теперь французские ученые поставили перед собой задачу исследовать возможность изменения интеллекта ребенка в 6-10 лет. Когда усыновляют детей в таком возрасте, есть ли возможность изменить способности детей в лучшую сторону, сможет ли «ай-кью» эволюционировать в более позднем возрасте.