Воспитание у дошкольников любви к природе

С каждым годом возрастает сила демографического пресса. Человечество вступило в период научно-технической революции, дошло до постиндустриальной стадии развития, открыло дорогу в космос. Никогда раньше для своего жизнеобеспечения люди не тратили такое количество природных ресурсов и не возвращали в окружающую среду тонны отходов.

Никогда до сегодняшнего времени не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой информационной системы, что человечество само подвело себя так близко к грани самоуничтожения.
поэтому только с раннего детства, когда у подрастающего человека только закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру, когда дошкольник начинает выделять себя из окружающей среды и у него формируются основы нравственно-экологической позиции, следует прививать знания, нормы поведения и правила взаимодействия с природой. Конечно, скажете вы, а детский сад, а школа? Пусть там учат, развивают, воспитывают. К сожалению, такова позиция большинства родителей, неправильная. Именно в семье, где ребенок видит поступки взрослых, хорошие и плохие, у него закладываются любовь, восприятие красоты растений и животных, появляются моральные качества, или наоборот.
Посещая детский сад, малыш видит красиво оформленные уголки природы, в которых подробно знакомится с живыми обитателями: лягушкой обычной и шпорцевой, черепахой сухопутной и красноухой, хомяками, декоративными мышами, аквариумными рыбами, волнистыми попугаями и канарейками; мастерски созданный зимний сад, правильно оформленный и обработанный участок, учится под руководством воспитателя ухаживать за мини-флорой и фауной.

. Перечисление может быть долгим, глядя, что та или иная группа детского сада. Но только с помощью игры детям доступные элементы учебной и трудовой деятельности, а такие приемы обучения как чтение детской литературы, лепка из глины и пластилина; различные виды аппликаций; конструирование с применением круп, теста и природных материалов, максимально расширяют предпосылки доброты и ответственности к окружающему миру. Взрослый, показывая ребятам сходство и различие живых существ, акцентируя внимание на их внешнем виде, среде обитания, отношение к еде, заостряет внимание на том, что игрушки могут быть похожи только внешне, на самом деле они не живые, с ними можно только играть, но способность чувствовать, дышать, спать, двигаться, видеть, исключительно прерогатива живых существ.
Изучая комнатные растения, дошкольники запоминают их названия, части, из которых они состоят, наблюдают их рост и развитие, учатся ухаживать за ними, пересаживать ростки и даже сеять семена. В процессе обучения широко используется метод воображаемого диалога с реальными представителями животного и растительного мира. Кроме этого, дети с удовольствием слушают экологические сказки. Произведения писателей животной и растительной тематики раскрывают способность к самоконтролю, самооценке, является началом пути к самовоспитанию экологической культуры. Ребенок легче эпатирует, то есть смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче сопереживать с ним. В жизни малыш с сочувствием отнесется к чужой боли, будь то растение, животное или человек. А жестокий поступок по отношению к «братьям» нашим меньшим воспримется как тяжелая драма: необдуманная жестокость родителей к собачек, кошечкам, птичкам и т.д., послужит причиной отчуждения и неприязни к взрослым.
Родители, всегда помните об этом!
Только милосердие, доброта, отзывчивость послужат раскрытию черт характера, которые станут базовой характеристикой личности. Научившись любить природу, дети в дальнейшем никогда не будут рвать цветы, разорять гнезда, обижать слабых и беззащитных. Приобретенные в детстве умение видеть и слышать окружающую среду такой, какая она есть на самом деле, вызовут у детей глубокий интерес к ней, расширят их знания, сформируют твердый характер, стойкость и силу духа.

Источник