Услышав словосочетание« раннее развитие », многие родители начинают вспоминать имена Гленна Домана, Марии Монтессори, Масару Ибуки, Сесиль Лупан ... Однако выдающиеся педагоги, которые предложили оригинальные методики раннего развития детей, есть и среди наших соотечественников: Николай Зайцев, Евгений Чаплыгин, Леонид Береславский и, конечно же, супруги Никитины. Кто же такие Борис и Елена Никитины и в чем заключается основная суть их методики развития и воспитания детей?
В первую очередь, выдающиеся педагоги Никитины родители семерых детей, методом проб и ошибок создали собственную уникальную методику раннего развития. В шестидесятые годы прошлого века их методы воспитания у многих вызывали откровенный ужас, отторжение и непонимание. Разве возможно обливать младенцев холодной водой, а годовалых детей выпускать бегать босиком по снегу? Зачем обучать трехлетнего ребенка действиям с дробью и чтения? Тем не менее, несмотря на непонимание окружающих, все дети Никитиных заметно отличалась по уровню развития от своих сверстников, быстро понимали и при этом никогда не болели. О закаливании «по Никитиным» мы поговорим в отдельной статье, а в этой расскажем о самых основных принципах, лежащих в основе их методики.
Первое обязательное правило : отец должен быть искренне заинтересован в своем ребенке. Понятно, что все мы сильно загружены работой и домашними делами, однако мы должны ежедневно находить время для общения и игр с детьми. При этом восхищение и одобрение действий ребенка должно быть искренним! Занимаясь с ребенком, вы должны непременно подбадривать его и разумно хвалить. Это поможет ребенку вырасти уверенным в себе человеком.
Правило второе: прислушаться к желаниям ребенка. Многие деятельные родители определяют ребенка в несколько кружков одновременно , при этом день крошки жестко расписан: в 10 часов занятия математикой, в 12 русском языке, в 14 рисованием … Организовывать режим дня, безусловно, нужно, но Никитины считают, что излишняя организованность убивает в ребенке самостоятельность и творческое начало.
. К желанию малыша обязательно нужно прислушиваться: если малыш не хочет заниматься чем бы то не было не настаивайте. Такой урок не принесет пользы. Перенесите занятия на другое время: вы же не пропустите так много, чтобы не суметь наверстать!
Но вместе с тем ребенка нужно развивать всесторонне. Занимаясь творческим развитием (лепкой, рисованием, чтением), крайней важно не забывать про физические упражнения. Связь между интеллектуальным и физическим развитием давно уже доказана специалистами. Если пренебречь одним, то затормозится развитие другого. И начинать физическое развитие ребенка нужно с самого рождения. Сначала достаточно просто не пеленать ребенка, не кутать его, предоставляя свободу движений. А где-то после полугода со дня рождения малыша уже можно покупать шведскую стенку или детский спортивный комплекс. Дети Никитиных очень легко совмещали интеллектуальное развитие с физическим. В их доме спортивный комплекс был расположен рядом с доской для рисования, и дети могли даже решать математические уравнения, повиснув на перекладине головой вниз.
Еще один принцип методики супругов Никитиных: ребенок гораздо более смышленые, чем мы о нем думаем. Память же детей вообще не идет ни в какое сравнение с памятью взрослого человека! Поэтому учить буквы и цифры можно, не дожидаясь похода в детский сад (или тем более в школу!). Никитины придумали следующий срок НУВЕРС. Расшифровывается он как «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей». НУВЕРС случится, если ребенок вовремя не получит нужные ему знания и потеряет интерес к их получению. Поэтому если вы заметили у ребенка хоть малейший интерес, например, к книгам или животным, предоставляйте ребенку возможность удовлетворить жажду познания! Рассматривайте книги вместе, рассказывайте, кто изображен на картинках, понемногу изучайте буквы. Если ребенка интересуют дикие животные расскажите о них, о их повадках, о месте проживания и так далее. Создайте ребенку развивающую среду: повесьте на стены учебные плакаты, географические карты, бумажную азбуку, разложите вокруг ребенка книги, положите в его игрушки кубики с цифрами и буквами …
Одно из главных правил методики Никитиных это совместная работа ребенка и взрослого. Педагоги считали, что это один из лучших видов общения детей и родителей. Малыш считает помощь маме и папе очень важным и интересным делом. И поэтому ребенка обязательно нужно допускать и на кухню, и в гараж, и в папину мастерскую, если такая есть. В своих книгах Никитины рассказывают о своей швейной фабрике на дому «Ниточка-Нікіточка». В семье не хватало денег, и Елена Алексеевна взялась шить фартуки на дому. Но вскоре поняла, что не сможет осилить ежемесячную норму в 500 штук Но к процессу подключилась вся семья от малого до большого (причем детей никто не заставлял!), И норма была выполнена. У каждого ребенка была своя «трудовая книжка», в которую вносилась «квалификация» ребенка, малышам выплачивалась зарплата в зависимости от выполненной работы. Домашняя швейная фабрика Никитиных проработала около двух лет. Поэтому если вы, например, чистите картошку на кухне, а малыш крутится под ногами НЕ прогоняйте его! Пусть он, например, подает вам клубни или складывает их в кастрюлю с водой.
Дети обязательно должны чувствовать семью единым целым, дружной командой. И именно из совместного радостного труда, по мнению Никитиных, и рождается настоящая Семья. И именно в такой Семье вырастет гармонично развитый, счастливый Человек.