Воспитание ребенка по системе Никитиных: основные принципы

Виховання дитини по системі Нікітіних: основні принципи Услышав словосочетание« раннее развитие », многие родители начинают вспоминать имена Гленна Домана, Марии Монтессори, Масару Ибуки, Сесиль Лупан ... Однако выдающиеся педагоги, которые предложили оригинальные методики раннего развития детей, есть и среди наших соотечественников: Николай Зайцев, Евгений Чаплыгин, Леонид Береславский и, конечно же, супруги Никитины. Кто же такие Борис и Елена Никитины и в чем заключается основная суть их методики развития и воспитания детей?

В первую очередь, выдающиеся педагоги Никитины родители семерых детей, методом проб и ошибок создали собственную уникальную методику раннего развития. В шестидесятые годы прошлого века их методы воспитания у многих вызывали откровенный ужас, отторжение и непонимание. Разве возможно обливать младенцев холодной водой, а годовалых детей выпускать бегать босиком по снегу? Зачем обучать трехлетнего ребенка действиям с дробью и чтения? Тем не менее, несмотря на непонимание окружающих, все дети Никитиных заметно отличалась по уровню развития от своих сверстников, быстро понимали и при этом никогда не болели. О закаливании «по Никитиным» мы поговорим в отдельной статье, а в этой расскажем о самых основных принципах, лежащих в основе их методики.

Первое обязательное правило : отец должен быть искренне заинтересован в своем ребенке. Понятно, что все мы сильно загружены работой и домашними делами, однако мы должны ежедневно находить время для общения и игр с детьми. При этом восхищение и одобрение действий ребенка должно быть искренним! Занимаясь с ребенком, вы должны непременно подбадривать его и разумно хвалить. Это поможет ребенку вырасти уверенным в себе человеком.

Правило второе: прислушаться к желаниям ребенка. Многие деятельные родители определяют ребенка в несколько кружков одновременно , при этом день крошки жестко расписан: в 10 часов занятия математикой, в 12 русском языке, в 14 рисованием … Организовывать режим дня, безусловно, нужно, но Никитины считают, что излишняя организованность убивает в ребенке самостоятельность и творческое начало.

. К желанию малыша обязательно нужно прислушиваться: если малыш не хочет заниматься чем бы то не было не настаивайте. Такой урок не принесет пользы. Перенесите занятия на другое время: вы же не пропустите так много, чтобы не суметь наверстать!

Но вместе с тем ребенка нужно развивать всесторонне. Занимаясь творческим развитием (лепкой, рисованием, чтением), крайней важно не забывать про физические упражнения. Связь между интеллектуальным и физическим развитием давно уже доказана специалистами. Если пренебречь одним, то затормозится развитие другого. И начинать физическое развитие ребенка нужно с самого рождения. Сначала достаточно просто не пеленать ребенка, не кутать его, предоставляя свободу движений. А где-то после полугода со дня рождения малыша уже можно покупать шведскую стенку или детский спортивный комплекс. Дети Никитиных очень легко совмещали интеллектуальное развитие с физическим. В их доме спортивный комплекс был расположен рядом с доской для рисования, и дети могли даже решать математические уравнения, повиснув на перекладине головой вниз.

Еще один принцип методики супругов Никитиных: ребенок гораздо более смышленые, чем мы о нем думаем. Память же детей вообще не идет ни в какое сравнение с памятью взрослого человека! Поэтому учить буквы и цифры можно, не дожидаясь похода в детский сад (или тем более в школу!). Никитины придумали следующий срок НУВЕРС. Расшифровывается он как «необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей». НУВЕРС случится, если ребенок вовремя не получит нужные ему знания и потеряет интерес к их получению. Поэтому если вы заметили у ребенка хоть малейший интерес, например, к книгам или животным, предоставляйте ребенку возможность удовлетворить жажду познания! Рассматривайте книги вместе, рассказывайте, кто изображен на картинках, понемногу изучайте буквы. Если ребенка интересуют дикие животные расскажите о них, о их повадках, о месте проживания и так далее. Создайте ребенку развивающую среду: повесьте на стены учебные плакаты, географические карты, бумажную азбуку, разложите вокруг ребенка книги, положите в его игрушки кубики с цифрами и буквами …

Одно из главных правил методики Никитиных это совместная работа ребенка и взрослого. Педагоги считали, что это один из лучших видов общения детей и родителей. Малыш считает помощь маме и папе очень важным и интересным делом. И поэтому ребенка обязательно нужно допускать и на кухню, и в гараж, и в папину мастерскую, если такая есть. В своих книгах Никитины рассказывают о своей швейной фабрике на дому «Ниточка-Нікіточка». В семье не хватало денег, и Елена Алексеевна взялась шить фартуки на дому. Но вскоре поняла, что не сможет осилить ежемесячную норму в 500 штук Но к процессу подключилась вся семья от малого до большого (причем детей никто не заставлял!), И норма была выполнена. У каждого ребенка была своя «трудовая книжка», в которую вносилась «квалификация» ребенка, малышам выплачивалась зарплата в зависимости от выполненной работы. Домашняя швейная фабрика Никитиных проработала около двух лет. Поэтому если вы, например, чистите картошку на кухне, а малыш крутится под ногами НЕ прогоняйте его! Пусть он, например, подает вам клубни или складывает их в кастрюлю с водой.

Дети обязательно должны чувствовать семью единым целым, дружной командой. И именно из совместного радостного труда, по мнению Никитиных, и рождается настоящая Семья. И именно в такой Семье вырастет гармонично развитый, счастливый Человек.

Источник