Ринолалия

Ринолалія Ринолалия это так называемый носовой оттенок голоса, сочетающийся с неправильным звукопроизношением. Такой эффект голоса обусловлен, как правило, дефектами строения речевого аппарата ребенка. В народе ринолалии часто называют «гнусавый», но это отражает только внешнюю сторону проблемы.

В норме носовая полость отделена от ротовой, и весь вдыхаемый воздух устремляется в рот. Для правильного звукопроизношения мягкое небо должно постоянно подниматься и опускаться, обеспечивая правильное распределение воздуха. В некоторых случаях это становится невозможно.

Причинами ринолалии могут быть:

  • врожденные расщелины мягкого и твердого неба;
  • укороченное мягкое небо;
  • полное отсутствие маленького язычка или его раздвоенность;
  • параличи и парезы мягкого неба;
  • вялость мышц (прежде всего мягкого неба) , что часто бывает у физически ослабленных детей, или после удаления аденоидов;
  • аденоиды, полипы в носу, опухоли носоглотки;
  • повышенное напряжение мышц мягкого неба.
  • Коррекционная работа с ребенком, страдающим ринолалия, начинается в 1,5-3 года. Конечная ее цель – снять носовой оттенок голоса и восстановить правильное звукопроизношение. Логопед работает над развитием подвижности мягкого неба, сильного и длительного ротового выдоха.

    .

    Физическое развитие малыша стимулируют помощью различных подвижных игр и физических упражнений. Должное внимание также уделяется полноценному питанию, витаминам, приема лекарственных средств (в зависимости от назначения врача).

    Часто у детей с ринолалия, особенно при расщелинах неба, язык может западать назад, закрывая пустоту. Для предупреждения неправильного положения языка ребенка с первых дней жизни не рекомендуется класть на спинку.

    На протяжении всего лечения малыша учат дыхательной гимнастике, правильному носовому дыханию. Для удлинения ротового выдоха используют упражнения “остужаем чай”, “согреваем ладошки”, “дуем на больное место”, “нюхаем цветы”. Для ребенка постарше подойдет игра на губной гармошке, катание по столу круглого карандаша. Такие упражнения могут быть очень утомительны для малыша, поэтому проводятся не дольше 1,5 – 2 минут.

    Для укрепления небно-глоточных мышц рекомендуют упражнения типа легкого покашливания, проглатывания молока или воды маленькими порциями. Специалист проводит пальцем массаж неба, этому же учат и мать еще в роддоме. Маму малыша учат проводить и пассивную гимнастику артикуляции. Пальцами соберите губы ребенка в трубочку и растягивать в улыбку, поднимать верхнюю губу, обнажая десны, опускать нижнюю губу. Когда ребенок подрастает, он учится выполнять эти упражнения самостоятельно.

    Очень важным направлением работы является психотерапевтическое воздействие на ребенка и его родных. Подробные разъяснительные беседы проводят прежде всего с матерью с первых дней жизни ребенка. Результат длительной работы специалистов в первую очередь будет зависеть от настроения родителей, от их правильной активной позиции, принятия своего ребенка и готовности к сотрудничеству.

    Как правило, при своевременно начатой коррекции уже к трем годам ребенок ничем не отличается от сверстников.

    Источник