Многим мамам известно, что встречаются дети, которые никак не могут научиться читать. Они упорно занимаются, учатся по разным методикам, но результата нет. Почему так происходит? Дело здесь совсем не в лени и не в мамином желании раньше научить читать ребенка. Причиной может служить дислексия.
Дислексия-это стойкое расстройство процесса чтения. Ее не стоит путать просто с плохой техникой чтения, которая свойственна всем малышам в начале обучения. Есть дети, которые совсем не способны овладеть чтением (алексия).
В старшем возрасте и даже у взрослого человека к дислексии могут привести различные опухолевые процессы, травмы головы, нарушения мозгового кровообращения. Однако чаще всего дислексия проявляет себя в старшем дошкольном возрасте, когда дети начинают учиться читать и готовятся к школе.
Причины возникновения дислексии до конца так и не изучены. Некоторые ученые говорят о наследственный фактор. Другие считают, что причина в неблагоприятном течении беременности и родов, когда происходит повреждение коры головного мозга.
Если специалисты проведут полное обследование ребенка с дислексией, то скорее всего будут выявлены такие особенности.
1. особенности электроэнцефалограммы. Она может соответствовать более раннего возраста, что свидетельствует о незрелости мозговых структур.
.
2. Общая моторика отстает в развитии.
3. Позже выделения ведущей руки.
4. Трудности различения на глаз величин, форм и расположения предметов в пространстве .
5. Задержка в речевом развитии.
то есть все основные предпосылки к развитию навыков чтения оказываются не сформированы.
Внешне это может приводить к следующим проявлениям:
1)
2) чтение по буквам, а не по слогам;
3) искажения структуры слова;
4) чтение справа налево;
5) непонимание прочитанного.
Подобные проблемы возникают и у многих здоровых детей, но отличие заключается в том, что по мере овладения чтением эти трудности проходят сами собой. У ребенка с дислексией же они носят достаточно устойчивый характер.
Такие дети, как правило, не любят читать, для них это слишком сложно. Никакой информации из прочитанного текста извлечь им не удалось. Поэтому многие родители делают вывод, что причина проблемы с чтением в лени и упрямства ребенка. Дети вскоре могут начать панически бояться чтения, что приводит к появлению дополнительных неврологических проблем и необходимости обращения к психологу. Именно он чаще всего, разобравшись в причинах нервозности ребенка, отправляет его к логопеду. Логопед, в свою очередь, начинает работу над развитием предпосылок чтения, описанных выше. Когда все навыки оказываются сформированы, проблема с чтением исчезает.
Если же родители и учителя «махнули рукой» на ребенка, списав все на тяжелый характер, лень, общие проблемы в учебе, то ребенок вполне может остаться безграмотным на всю жизнь, поскольку самостоятельно справиться со своей проблемой он не сможет.