воображение – психическая познавательная способность создавать новые представления, опираясь на имеющийся опыт и манипулировать этими представлениями. Основа воображения – это образ, что содержится в памяти, запечатленный ранее.
Некоторые мамы считают, что умение рисовать заложено в детях изначально. Да, дети много придумывают сказок, приключений, друзей, дают роли своих игрушек и т.д. Но из-за небольшого жизненного опыта, через малое количество знаний о предметах и явлениях, их рассказы выглядят скучно и однообразно. Чтобы развивать данную познавательную функцию, необходимо помочь малышу. Данная затея будет не только полезна ребенку, но и увлечет родителей и поможет сблизиться с Вашим чадом.
С чего же начать? Не забывайте о пользе чтения книг малышу. Обсуждайте их содержание, героев и сложившиеся ситуации. После просмотра мультфильмов или детских фильмов, спектаклей тоже можно обсудить сюжет. Если ребенок не хочет пересказывать содержание Вам, обосновывая это тем, что Вы это все сами видели с ним, то подключите близких, пусть они задают вопросы об увиденном малышом. Пусть ребенок Пофантазируйте по поводу возможного другого сюжета для этих же героев.
Прогулку с малышом можно также разбавить упражнениями для развития воображения. Наблюдайте за явлениями природы и обсуждайте их. Например, откуда прилетел ветер, почему падают листья, почему тепло на солнце.
. Пусть малыш придумает искусственно ответы на эти серьезные вопросы, а потом сами расскажите истинную причину этих явлений. Когда малыш фантазирует, не занимайте позицию стороннего слушателя, нарветесь фантазию крохи. Можно заняться поиском предметов, которые на что-то похожи, например, сучок, пенек, сугроб, облако и др. Начните сами эту игру, не сомневайтесь, малыш ее обязательно подхватит.
Главное, не подходите к этим играм по развитию воображения« по-книжному ». Не каждый ребенок в состоянии понять, что Вы от него хотите. Поэтому некоторые дети на предложение мамы, рассказать сказку про этот предмет, испытывают трудности, им просто ничего не приходит в голову. Здесь стоит начать фантазировать самой. Например, рассказать выдуманную сказку об этом пни-лешего, которого заколдовали и он не может охранять лес от злых волшебников, и т.д. Кроха обязательно выслушает Вас и, возможно, в процессе рассказа сам подключится к игре. Но, если этого не произошло, помогите ему. После завершения сказки задайте ему несколько несложных вопросов о ее сюжете. Так может повториться несколько раз, но рано или поздно малыш сам начнет сочинять истории, и тогда Вам придется самой их переводить. На следующем этапе можно начать сочинять сказки по очереди, то есть по несколько предложений каждый. Это будет выглядеть довольно весело.
Дома можно заняться другим видом сочинительства. Предложите ребенку сделать книгу его сказок для подарка бабушке или кому-то из родственников. Пусть ребенок нарисует картинку и расскажет по ней сказку, а Вы запишите ее в более литературном варианте внизу страницы. Далее скрепите все «сказки» и создайте обложку для этой книги. Здесь фантазия может быть безграничной. Такому подарку будут рады все, включая того, кто его создал, то есть малыш.
В возрасте четырех-пяти лет у малышей активизируется сначала воссоздающее воображение, то есть их собственная фантазия мало включается, а затем творческое, которое иногда начинает преобладать в жизни малышей. Но это вполне нормально для этого возрастного периода.