Психологически готов!

Ваш ребенок вырос, и (УРА!) пора в школу! Это один из наиболее серьезных шагов маленького человечка, и ему предстоит выдержать первый экзамен. Ведь при поступлении в школу смотрят и оценивают педагогическую и психологическую готовность к обучению. Что же включает в себя это понятие «Психологическая готовность к обучению в школе»?

В общем и целом понятие «готовность к школе» включает в себя показатели сформированности у ребенка системы знаний и умений, которые необходимы для целенаправленного обучения, а также показатели психических, познавательных процессов. К педагогическим показателям относятся знания букв, звуков, умение читать (при этом смотрят, как ребенок читает по буквам, по слогам или бегло), а также знание цифр, прямой и обратный счет, умение решать простые арифметические задачи. Психологи в первую очередь смотрят на зрелость психических процессов (памяти, мышления, внимания), мотивацию к обучению и личностные качества ребенка. Рассматривая различные классификации, можно выделить различные параметры психологической готовности к школе. Так, следуя классификации известного психолога В.С. Мухиной, при приеме в школу обращают внимание на: – Желание стать школьником, желание учиться. – Достаточный уровень волевого развития, контроль и управление своим поведением. – Запас знаний, сформированность познавательной деятельности. Умение выделять существенное, сравнивать, находить причины, ориентироваться в пространстве и во времени, умение наблюдать, связно говорить, объяснять и доказывать.

. Также важным является умение взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

Другой отечественный психолог И.А. Домашенко отмечает немного другие параметры: – Мотивация. Умение выделять главное и не главное, стремления получить знания об окружающем мире. – Уровень развития мыслительных процессов. Умение ребенка обобщать, сравнивать, выделять различия, находить причины и следствия, делать выводы. – Волевая готовность. То есть насколько ребенок умеет регулировать свое поведение. – Моральная готовность. Здесь имеется в виду сформированность личностных качеств, которые помогают успешно учиться подчинять свое поведение установленным нормам и правилам.

Зарубежные психологи выделяют три параметры психологической готовности к школе:
– Интеллектуальная готовность. Параметры здесь схожи с рассмотренной выше классификацией В.С. Мухиной, но кроме того, включает в себя развитие мелкой моторики (развитие рук) и крупной моторики (то есть развитие мышц всего тела). – Социальная готовность умение общаться с другими людьми, желание стать школьником, наличие мотива обучения. – Эмоциональная готовность. Полный контроль за поведением, регулировать эмоции в соответствии с целями и задачами.

При приеме в школу, педагоги и психологи будут оценивать все вышеперечисленные параметры не только с помощью тестов. Поэтому не следует поступать, как это иногда замечается в школах, когда «заботливые» родители буквально «зазубривают» с ребенком раздобытые тесты. Что представляет из себя личность видно даже из простого разговора. И не надо боятся, что ваш малыш чего-то не умеет. Первый экзамен направлен не на то, чтобы не взять ребенка учится, а на то, чтобы сделать все возможное для успешного обучения.

Источник