Искусство задавать вопросы

Мама, а во сколько мы должны идти в поликлинику? – в два. – а сейчас сколько? – Одиннадцать. – То есть, два уже было? – Ну что больше: 11:00 или два? !!! не выдерживает вконец измученная мама своим «непутевым» сыном. – Одиннадцать, – наивно отвечает малыш.

Из подслушанного в очереди.

Вот такая двоякая ситуация. В данном случае, малыш ответил, конечно, неправильно, с точки зрения истины. Но если задуматься, ведь мальчик верно ответил на вопрос: одиннадцать действительно больше чем два. Маленьким детям очень сложно улавливать сразу несколько смысловых частей вопрос. Они пока не могут выделять главные, опорные слова адресованного им текста. Поэтому, не только вопросы, но и просьбы, задания должны быть сформулированы четко, конкретно, по существу. То есть фразу: « А давай-ка доставим на нашу большую стройку на нашем великом и могучем грузовике эти маленькие славные красные кубики, а зеленые оставим на потом » лучше разбить на более простые для восприятия малыша предложения:

  • «Положи в грузовик красные кубики»;
  • «Отвези их на стройку»;
  • «Кубики какого цвета остались?».

    .

Безусловно, не нужно бросаться и в другую крайность отдавать четкие и строгие команды. Эмоциональность должна присутствовать, но пусть она будет в форме интонаций и похвал.

Также стоит уделять особое внимание этике и эстетике вопроса. Опять же, пример из услышанного на улице. Мама говорит сыну (на вид мальчику лет 7-8): « Давай я тебе задачу дам. У бабушки было десять кур. Две из них скончались, а двоих она замочила (мама сама засмеялась своему неумение подбирать слова). Сколько кур осталось у бабушки ? »Интересно, насколько бы смеялась эта же мать, если бы подобное задание сыну дали в школе Все же родители остаются главным образцом и примером поведения, и не надо забывать про воспитание даже в таких, казалось бы далеких от формирования культуры вещах, как математические задачи.

И если вдруг ребенок неправильно отвечает на ваши вопросы, делает что-то не то, задумайтесь, может, просто стоит переформулировать задачу?

Источник