Все для родителей

Задержка речевого развития у ребенка (ЗРР)

Поделись с друзьями!

Задержка речевого развития у ребенка (ЗРР)

Внимательные родители довольно рано замечают проблемы своих детей. Хотя из-за недостатка опыта, специального образования даже самые любящие папа с мамой могут упустить важные вещи. Иногда такой важной вещью становится задержка речевого развития у ребенка. Родителям кажется, что их ребенок вот-вот заговорит, что ничего серьезного не происходит. Но проходят недели и месяцы и практически ничего не меняется. Поэтому чаще всего диагностируется задержка речевого развития в 2 года, именно тогда родители впервые обращаются к врачу.

Содержание статьи:

  • Нормальное речевое развитие ребенка (для исключения ЗРР)
  • Задержка речевого развития у ребенка и ее причины
  • Лечение ЗРР
  •    Затримка мовного розвитку у дитини (ЗРР)

    Нормальное речевое развитие ребенка (для исключения ЗРР )

    Чтобы узнать, нет ли у вашего ребенка задержки речевого развития, нужно представлять себе, как здоровые дети учатся разговаривать. Развитие языка можно поделить на несколько этапов:

    • – от 0 до 6 месяцев;
    • – от 6 месяцев до 12;
    • – от года до полутора;
    • – полтора два года;
    • – От двух до трех лет;
    • – речь ребенка в 4 и 5 лет.

    Задержка речевого развития у ребенка может диагностироваться и в первых 12 месяцев, и в 2-3 годика. Все зависит от причины ЗРР, от внимательности родителей и квалификации врача-педиатра, который наблюдает за малышом.

    От нуля до шести месяцев ребенок начинает произносить первые звуки и заподозрить проблему довольно трудно, разве что ребенок страдает полной глухотой. От полугода и до года первые звуки начинают складываться в слоги. Именно в это время малыш произносит первые простые слова «мама», «дада» «папа», «биби». С 12 до 15 следующих месяцев начинается копирование языка взрослых, запас слов увеличивается до нескольких десятков, хотя они остаются одно – или двухсложными. ЗРР у детей в этом возрасте уже можно заметить, если они говорят мало, с трудом повторяют слоги, слова остаются однотипными.

    От 18 месяцев, если не произошла задержка речевого развития, ребенок начинает говорить довольно много. Словарный запас составляет уже пару десятков слов, среди двоскладових могут случаться и трискладові. Ближе к двум годика малыш пытается говорить целыми предложениями из двух слов, прекрасно выполняет простейшие просьбы.

    . Именно этом возрасте задержка речевого развития у ребенка становится более-менее очевидной. В первую очередь родители замечают, что словарный запас у него беднее, чем у других детей.

    Возраст от двух до трех лет – время наиболее бурного развития языка. Количество слов, которые знает ребенок, больше сотни. Малыши без ЗРР в 2 года говорят многословными предложениями. Они активно пользуются не только существительными, но и прилагательными, умеют давать предметом характеристики. Также в их речи появляются глаголы, показывающие простые действия. Задержка речевого развития у ребенка в этом возрасте особенно заметна. На нее могут указать врачи, родственники, даже тогда, когда родители не обращают на это особого внимания.

    От трех до пяти лет речь ребенка продолжает совершенствоваться. Почти каждый день он произносит новые слова, предложения удлиняются и становятся сложными. Задержка речевого развития в этом возрасте часто имеет глубокие причины и устранять их довольно трудно. ЗРР в 3 года может быть связана и с отставанием умственного развития, с нарушениями слуха, но обо всем этом более подробно сказано ниже.

    Задержка речевого развития у ребенка и ее причины

    Задержка речевого развития имеет столько причин, что их стоит разделить на группы. Первая группа связана с органическими нарушениями. Эти нарушения могут быть врожденными, спровоцированными травмами или заболеваниями в раннем возрасте. Вторая группа – факторы психологические, связанные с условиями проживания, воспитания, круга общения, стрессами. На первый взгляд повлиять на психологические причины ЗРР у детей легче, чем на органические, но практика показывает, что все не так просто.

    Следовательно, задержка речевого развития у ребенка может возникнуть из-за следующих изменений в организме:

    • – нарушение слуха (полная глухота или тугоухости);
    • – нарушения речевого аппарата;
    • – родовая травма, кровоизлияния в мозг, ДЦП;
    • – отягощенная наследственность;
    • – нарушения мозговой микроциркуляции;
    • – травмы в раннем возрасте;
    • – тяжелые инфекционные болезни в первый год жизни ;
    • – опухоли головного мозга;
    • – перенесенные операции.

    во всех этих случаях может диагностироваться задержка речевого развития в 2 года, хотя часто это происходит раньше. У родителей больных детей и у врачей есть большая настороженность и они обращают внимание на малейшие нарушения.

    Психологические причины задержки речевого развития у детей следующие:

    • – умственная отсталость (условно) ;
    • – неблагоприятная обстановка в семье;
    • – рождение второго ребенка с небольшой разницей;
    • – дефицит общения из-за слишком большой занятости родителей;
    • – острый стресс;
    • – смена места жительства.

    Установить, почему возникли задержки речевого развития такого характера бывает очень трудно без участия опытных врачей и психологов.

    Лечение ЗРР

    Перед тем, как лечить ЗРР у детей, нужно точно установить с чем она связана. Сами родители часто сделать этого не могут, поэтому им необходима консультация врача, и не одного. Сначала проконсультируйтесь у своего педиатра. Он констатирует, что задержка речевого развития у ребенка и направляет к другим специалистам. Скорее всего доктор порекомендует посетить невропатолога, психоневролога, ЛОРа, дефектолога, логопеда, психолога или психиатра. Могут понадобится и дополнительные исследования – реоэнцефалография, ультрасонография. При подозрении на серьезную патологию врач может назначить компьютерную томографию или магнитно-ядерный резонанс.

    После диагностики задержки речевого развития, врач определяется с курсом терапии. В большинстве случаев лечение ЗРР ограничивается визитами к логопеду, невропатологу и психологу. Родители тоже должны принимать активное участие в курсе терапии. Специалисты рекомендуют как можно больше общаться с детьми с ЗРР, разговаривать, вместе разучивать песенки. Проявляйте бурную радость, когда у ребенка получается произнести новый звук или слово.

    Читать ребенку можно уже с погода, а если у него есть задержка речевого развития, то чтение должно быть ежедневным ритуалом. Обязательно четко произносите слова и показывайте соответствующие картинки в книжке. Попросите ребенка повторить их за вами, но не настаивайте, чтобы не вызвать негативных реакций. Если малыш пытается сам говорить, обязательно его выслушайте и не перебивайте, особенно в тех случаях, когда задержка речевого развития у ребенка связана с психологическими факторами.

    Развивайте моторику рук, она положительно влияет на речь ребенка с ЗРР. Можно придумывать игры с мелкими предметами, рисовать, лепить из пластилина. Обязательно 1-2 раза в день делайте специальный массаж ладошек и стоп. Специалисты доказали, что нервные импульсы от пальцев, стимулируют речевые центры головного мозга.

    Источник