Все для родителей

Задержка речевого развития у детей: причины, симптомы, методы лечения

Поделись с друзьями!

Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

   Затримка мовного розвитку у дітей: причини, симптоми, методи лікування Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдет лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

ЗРР – сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырех лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Причины задержки речевого развития

Такое серьезное заболевание само не возникает существуют причины задержки речевого развития , которые определяются различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка;
  • дислексия в результате генетической предрасположенности;
  • психические расстройства;
  • физические травмы;
  • снижение слуха;
  • заболевания головного мозга;
  • недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребенку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить четкий диагноз. Но как обнаружить заболевание на ранних этапах?

Симптомы ЗРР

   Затримка мовного розвитку у дітей: причини, симптоми, методи лікування

Существуют определенные симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца : активная реакция на обращение взрослых – улыбка, плач, агукание;
  • 9-12 месяцев : попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.);
  • 12-18 месяцев : реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы;
  • 1,5-2 года : самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.);
  • 3-4 года : самостоятельное построение мини-предложений, четкое, без дефектов произношение слов.

При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту – психологу, неврологу, логопеду.

. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

Диагностика

Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (Денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорожденных) ;
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребенка с ними;
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
  • сравнение воспроизведения и понимания речи;
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребенка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.

Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга – ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и др.

Лечение задержки речевого развития

   Затримка мовного розвитку у дітей: причини, симптоми, методи лікування

при своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при общих усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно. Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

  • Лекарственная терапия

При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты разного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультівіт, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когітум – препарат, «подхлестывать» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

  • Лечебные процедуры

Магнитотерапия и електрорефлексотерапія выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, отвечающих за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако в електрорефлексотерапія немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

  • Альтернативное лечение

Индивидуально для каждого ребенка могут быть избраны дельфинотерапия или иппотерапия.

  • Педагогическая коррекция

Врачебная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

  • Логопедический массаж

При задержке речевого развития у детей логопедический массаж – очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определенные точки языка, губ, щек, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондский массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковій,Приходько.

  • Упражнения

Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребенком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражание, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук – разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребенком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

Последствия заболевания

Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с годами;
  • трудности при обучении в школе: нередко встает вопрос о переводе ребенка в коррекционную (вспомогательную) школу .

Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребенком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром – дети, которые растут в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

Источник