Все для родителей

Задержка речевого развития. О чем нужно знать?

Поделись с друзьями!

   Затримка мовного розвитку. Про що потрібно знати? Вашему сыну уже два года, а он все еще не говорит? Он умеет произносить несколько слов, но, сравнивая его со сверстниками, вы начинаете думать, что он немного отстает от них? Вы помните, что его сестра в этом же возрасте уже могла говорить предложениями? Но при этом вы осознаете, что кто-то из детей раньше учится ходить, кто-то говорить, и вы убеждаете себя, что волноваться пока не о чем

этот сценарий обычный среди родителей, чьи дети опаздывают с развитием речи, признать, что ребенок испытывает коммуникативные трудности и нуждается в профессиональной помощи для них может оказаться трудной задачей. Знание того, что соответствует норме, а что нет, в вопросе развития речи ребенка, поможет разобраться, стоит ли уже начинать беспокоиться или речь ребенка развивается в пределах обычного срока. О раннем языковом и речевом развитии малыша стоит заботиться, так же, как и о других показателях его развития.

До 12 месяцев. Для малышей этого возраста важно осознать, что издаваемые ими голосовые звуки имеют отклик в окружающих. Гуление и лепет – это первые ступени развития языка. Как только малыши становятся старше (часто около девяти месяцев), они начинают связывать звуки, разделяя их разные тона, и говорят такие слова, как “мама” или “баба”, хотя могут еще и не понимать, что именно эти слова означают. До 12 месяцев, дети должны обращать внимание на звуки, начать узнавать названия привычных предметов (бутылочку, пустышку и др.). Малыши, пристально следят за движением губ, что говорит матери, но не выдают в ответ никаких звуков, могут иметь проблемы со слухом. Разумеется, с этим вопросом необходимо обратиться к специалисту.

От 12 до 18 месяцев. В этом возрасте дети расширяют диапазон произносимых звуков, добавляя их к своему лепет (звуки, такие как “п”, “б”, “г”, “д”, “н”, “л”), начинают имитировать и приближаться к звукам и словам, произносимым членами семьи, и обычно к возрасту в один год уже произносят одно, а позже больше слов (не считая таких слов, как “мама” или “папа”).

. Первыми начинают произноситься существительные (как “ляля”, например). Ваш малыш должен понимать и выполнять несложные просьбы (например: “Дай мне мячик, пожалуйста”).

От 18 до 24 месяцев. Здесь, безусловно, может быть много вариантов, но, как правило, большинство малышей говорят около двадцати слов в 18 месяцев и около пятидесяти или более слов, приближаясь к двух лет. Также до возраста двух лет малыши начинают комбинировать два слова, составляя простые предложения (например, “ляля плачет” или “большой папа”). Двухлетний малыш должен знать обычные предметы (в своей комнате, в квартире), обычные предметы на картинке, части своего тела и выполнять двусложные просьбы (например: “Принеси мне мячик и дай его папе, пожалуйста”).

От 24 до 36 месяцев. Родители – обычные свидетели языкового “прорыва” в своего ребенка. Словарный запас малыша должен значительно увеличиться (должен включать много слов, теперь их гораздо сложнее посчитать), а также ребенок должен комбинировать в предложения три и более слов. Понимание речи других тоже должно вырасти, в возрасте трех лет малыш должен понимать и выполнять такие просьбы, как: “Положи тарелку на стол” или “Положи тапочки под кровать”. Также он должен знать цвета, формы предметов и сравнивать их размеры.

Отличительные признаки языка и речи. Понятие языка и речи часто смешивают, но между ними существуют качественные различия: речь – это вербальное выражение языка, включая артикуляцию (членороздільне произношение), формирующую слова и звуки. Язык – это широкая упорядоченная система осмысленного выражения информации. И хотя проблемы языкового и речевого развития имеют отличия, они часто встречаются вместе. Один ребенок может хорошо произносить слова, но он не в состоянии связать их в предложения. Речь другого ребенка может быть сложной для понимания, но он умеет использовать слова и фразы для выражения своих идей. Еще один ребенок вроде бы хорошо разговаривает, но с трудом понимает обращенные к нему просьбы.

Тревожные знаки возможных проблем.

Если вы обеспокоены развитием речи и языка вашего ребенка, вам стоит обратить внимание на следующие признаки:

Ребенок не произносит никаких звуков или не кричит – особая причина для беспокойства. Между 12 и 24 месяцами беспокоиться стоит, если ребенок:

– не пользуется жестами, такими как: показывает пальчиком, на то, что он хочет или машет ручкой “пока-пока” в 12 месяцев;

– предпочитает использовать жесты, а не звуки в 18 месяцев;

– испытывает трудности в повторении звуков в 18 месяцев;

– с трудом понимает (или не понимает) простые просьбы.

Заболевание прогрессирует, если ребенок старше двух лет:

– может только повторять слова и фразы, но не произносит их добровольно;

– произносит, часто повторяя, только несколько звуков или слов, не использует их для общения, кроме как для своих сіюсекундних потребностей (“дай” игрушку, например);

– не может выполнять простые просьбы;

– использует необычный тон голоса (скрипучий, хриплый голос или говорит “в нос”);

– чем малыш становится старше, тем сложнее понимать его речь. Родители и постоянно контактируют с ребенком люди должны понимать половину из речи ребенка на два года и три четверти в три. В четыре года речь ребенка должна быть в целом понятна даже людям, которые не знают малыша.

Источник