Все для родителей

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Поделись с друзьями!

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

   Вальдорфська педагогіка Штайнера: суть, принципи, навчання Вальдорфская школа педагогики нашла своих приверженцев и сегодня. Во многих городах есть школы и детские сады, методика воспитания в которых построена именно на вальдорфских принципах.

Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер . Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от каких-либо социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.

Суть вальдорфской педагогики заключается в оказании помощи ребенку для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при проблемах личностного развития у ребенка. Деятельность педагогов направлена на поддержку всех проявляются качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат. Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.

Принципы вальдорфской педагогики

На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.

В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и различного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.

.

Особенностью педагогики Штейнера является изучение национальной культуры. В этом русле делается очень много – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет чувствовать себя частью чего-то гораздо большего, чем собственная семья. От него пойдут маленькие страхи, что живут в малой социальной ячейке.

Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. Например, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, которые приближают к природе. Да и само учебное заведение находится ближе к природе.

Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.

Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.

Как происходит обучение?

Уроков, к которым привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.

Вся программа рассчитана на 11 лет. К 8 классу учащиеся «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфци изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности. Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», который длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий. Обязательным пунктом каждого учебного года является заключительный концерт в конце семестра.

Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не заставляют равняться на некий образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.

Недостатки системы

К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными к школе. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей. Немалый акцент делается на какие-то мистические силы и постулаты. То есть в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как сначала хотел Штейнер. Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.

Источник