Все для родителей

Составляем родословную вместе с ребенком

Поделись с друзьями!

   Складаємо родовід разом з дитиною

Ребенку важно чувствовать принадлежность к группе, а значит уверенность и защищенность. И если он в очередной раз просит рассказать историю о том, как его привезли из роддома и кто его встречал, значит пришла пора нарисовать семейное дерево.

Составление генеалогического дерева, или родословной, стало для многих увлекательным и полезным хобби . Это и дань уважения нашим предкам, и связь поколений, и неожиданные открытия о самих себе.

Немного психологии

Традиционный дуб, который представляет несколько поколений семьи и взаимоотношения между ними, для педагогических целей не подходит. На «вашем» дереве должно найтись место лишь ближайшим родственникам, которых знает ваш ребенок. Отнеситесь с пониманием, если он захочет поместить туда и любимую кошку или собаку. Главное, чтобы ребенок понял – вы являетесь частью одного целого и у него в семье есть свое собственное место. Это важно, если в семье он не первенец и нуждается в «завоевании» территории, или, наоборот, если в вашей семье прибыль, и карапуз страшно ревнует. Дошкольники воспринимают окружающий мир как хаотичный, и понятный, структурированный и безопасный мир семьи – это отличная основа для правильного эмоционального развития.

подстраиваться под ребенка

Прежде, чем составлять генеалогическое дерево, простыми словами объясните ребенку, что это такое. Не забывайте об особенностях детской психики – то, что вам кажется очевидным (например, временная связь поколений) может оказаться совсем непонятным малышу. Для маленького ребенка ваши рассказы о членах семьи должны быть простыми и понятными, как сказка «Колобок»: несколько участников и четкие понятия «хорошо-плохо». Поскольку подражание играет одну из главных ролей в развитии детей, используйте это, чтобы ненавязчиво познакомить своего малыша с нравственными ценностями, правилами поведения, возможными путями решения проблем.

. Чаще рассказывайте о смелых и добрых поступках из своего собственного детства. Расскажите, например, что в детстве вы помогали своей маме сажать цветы, а дедушка был смелым летчиком и спасал людей. Вы сами удивитесь, с каким интересом он будет слушать истории про важные поступки своих близких. Семейные истории, рассказанные на манер сказки («когда твой папа был маленьким, он боялся собак. Однажды к нему в гости пришел пес …»), – это источник знаний, которые ребенок сможет использовать в наиболее типичных ситуациях. Психика 3-5-леток весьма нестабильна, малыш оперирует конкретными понятиями, поэтому ни в коем случае не перегружайте свои рассказы лишними деталями. А вот ребенку постарше можно рассказывать более подробные истории о вашем роде и семейных традициях, о том, где вы родились, откуда приехали, какими были в детстве, знакомить с интересными или забавными моментами из жизни вашей семьи.

Обойдемся без компьютера

в последнее время появилось много специализированных компьютерных программ, с помощью которых можно создать генеалогическое дерево. Их преимущество в хорошо продуманной структуре. Вам достаточно будет лишь вписать данные о своих предков и членов семьи в приготовленные таблички и загрузить фотографии. Подобные программы значительно облегчают работу, но занятий с маленькими детьми они не подходят. Ведь ваша цель скорее педагогическая – в процессе совместного творчества помочь ребенку осознать, что он не один. Поэтому проявите фантазию и позвольте ему пофантазировать вместе с вами.

Приступаем к творчеству

Вы можете нарисовать дерево, вырезать его из цветного картона или использовать какую-нибудь готовую картинку. Чем младше ребенок, тем изощреннее должно быть дерево – это вполне может быть и новогодняя елка с разноцветными шарами, куда вы наклеите фотографии. За основу семейного дерева можно взять и любимые сказки – например, нарисовать репку, и за рипкой точно так же приклеить фотографии членов семьи, или «Грибок» Осеева, под которым всем найдется место. В форме интересной истории расскажите ребенку о его имени или фамилии – почему его назвали именно так, в честь кого, что означает его имя. Отдельно приготовьте цветок, лепестки которого можно вписать имена и шутливые прозвища самого малыша и, например, его братиков и сестричек. Мышление маленьких детей носит очень конкретный характер и запоминается им только то, что вызывает яркие эмоциональные переживания. Поэтому подкрепляйте свои рассказы примерами – вместе нарисуйте одежду, в которой ходили его дедушка или бабушка, когда были маленькими, расскажите, как и в какие игры играли вы в детстве, что ели, какие сказки слушали. Поощряйте инициативу ребенка – пусть он сам окрасит лепестки, вырежьте листья из бумаги сделает рисунок семьи. С ребенком постарше можно придумать и нарисовать семейный герб, обыграв, например, вашу фамилию.

В простой и забавной форме вы научите ребенка гордиться семейными корнями. А чувство собственного достоинства, которое он найдет, не раз принесет плоды в будущем – в любом другом сообществе, начиная от детсадовской группы и заканчивая его собственной семьей.

Источник