Все для родителей

Ребенок не хочет говорить. Или не может?

Поделись с друзьями!

   Дитина не хоче говорити. Або не може? Глядя на малышей в песочнице, мамы умиляют и гордо поглядывают друг на друга, иногда задавая очень важный вопрос:« А ваш малыш уже заговорил? ». Ответы бывают разными: у кого-то дети начинают говорить в год, у кого раньше, у кого позже. Почему мам так беспокоит этот вопрос? Почему детям иногда так трудно заговорить?

В первую очередь нужно сказать, что беспокоиться по этому поводу мамам малышей до 2-х лет не стоит. В это время дети только получают знания: как называется тот или иной предмет, какое-то действие или как произносятся звуки, наблюдая за взрослыми. Другое дело, если ребенок старше 2-х лет никак не хочет говорить. Здесь уже стоит обратить на это внимание и исключить причины, влияющие на задержку в развитии его языка.

Одной из таких причин является отсутствие или недостаток общения с родителями. Многие родители отгораживаются своей усталостью или занятостью от общения с ребенком, и главным источником всех эмоций и впечатлений становится телевизор. Иногда взрослые редко общаются между собой, молча поглощают ужин и усаживаются перед компьютером. Удивляться, что малыш в этой тишине не приобретает навыков общения, не стоит. Даже работающий телевизор, который выливает поток информации, звуков и цветных картинок не несет для ребенка никакой пользы. Малыш не разбирает слов, что не вслушивается в диалоги, речь адресована не ему лично, поэтому чаще всего работающий телевизор является всего лишь звуковым фоном. Общение с родителями не сможет заменить никакая техника, даже самые лучшие детские программы. Для преодоления отставания в речевом развитии ребенка в этом случае необходимо включиться в деятельность ребенка и общаться с ним как можно больше, адресовав ему всю вашу речь.

Избыток понимание взрослыми малейшего желания ребенка, тоже могут нанести вред развитию речи.

. Общаясь на языке «бу-бу», «ам-ам» и прочее, родители не стимулируют детей продолжать свое речевое развитие, им ведь и так понятно, что хочет ребенок. Значит, пытаться говорить нет никакого смысла. Такой язык можно обращать только к младенцам, которым еще действительно не поняла взрослая речь. Когда ребенку исполняется год, такое общение стоит забыть, если вы не хотите, чтобы ребенок застрял на этом этапе. Понимание с полуслова и полувзгляда может негативно сказаться в будущем на его произношении и правописании: часто такие дети руководствуются правилом «как слышится, так и пишется». Чтобы преодолеть эти проблемы в речевом развитии, необходимо с ребенком после года общаться на взрослом языке. Для понимания можно произносить слова медленнее и привлекая внимание к произношению и артикуляции рта. Также в ответ на невнятные требования вашего ребенка, побудить его более четко выражать свои желания, говоря при этом: «Я тебя не понимаю, скажи, что ты хочешь?» И т.п. Не следует отбирать у ребенка необходимость говорить, понимая его с полуслова.

Излишняя импульсивность ребенка может стать причиной отставания в развитии речи. Такой малыш будет очень подвижным, энергичным, он не может ни на чем сосредоточиться. Если взрослый обратился к нему, ребенок его не слышит и не реагирует на слова. Капризы такого малыша могут выражаться в криках в так называемую пустоту, не глядя ни на кого. Дети такого типа играют в одиночку, помощь со стороны взрослого категорически отвергается. Причиной такого охлаждения могут стать сами взрослые, заваливая ребенка интересными игрушками. Со временем у ребенка появляются вымышленные друзья, мир, в котором вас нет. Прежде всего, нужно понять, что это склад характера вашего малыша. Если, получив в подарок игрушку, он не предложит вам вместе поиграть, то, скорее всего, вы для него уже идете на задний план. Необходимо вернуть доверие и интерес вашего малыша: играйте в игры, в которые нельзя играть одному, катать мяч, устройте кукольный театр, где актеры будут общаться между собой, вовлеките в игру всех взрослых в вашем доме, чтобы малыш понял, как весело играть в компании. Не забывайте про тактильные ощущения: погладьте малыша по голове, возьмите на руки, когда он будет пробегать мимо. Вовлеките его в общение.

Стремительность в речевом развитии тоже может стать препятствием. Если ребенок в год и три месяца говорит развернутыми предложениями, не спешите радоваться. Такой прогресс может отразиться на ребенке в виде заикания, трудного засыпания, беспричинных страхов, вялости и капризов. Взрослые, обрадованные таким развитием, стараются побольше с ним разговаривать и нагружать его информацией, не задумываясь, что само по себе превращение из младенца во взрослого человека для ребенка очень сложный и тяжелый. Чтобы не отбить желание говорить, нужно помнить, что это все-таки ребенок. С ним нужно играть, ему нужно общаться со сверстниками, а не со взрослыми дядями и тетями, восхищались его речью. VПрічіни нарушения речевого развития разнообразны, в основном они исправить. Если же ребенку 3 года и он не говорит, это сигнал обратиться к специалисту. Присмотритесь к своему малышу. Возможно, причина его молчания – НЕ задержка в речевом развитии, а просто мы сами своей заботой не даем сказать ему ни слова!

Источник