Условия развития непроизвольной памяти
у ребенка в младшем возрасте и среднем дошкольном доминирует непроизвольная память: у ребенка нет цели что-то запомнить, чтобы в нужный момент воспроизвести, он еще не умеет ставить сознательную задачу для своих действий. Припоминания и запоминания реализуются у ребенка в деятельности в зависимости от ее вида, имеют случайный характер и никак не контролируются сознательной волей. Дошкольникам легче запоминаются интересные моменты, то, что вызывает у них эмоциональные впечатления. Большое влияние на запоминающийся материал придает активность ребенка относительно запоминается объекта, в какой мере происходит их обдумывание, восприятие, классификация. Например, просто при рассматривании картинок дошкольник запоминает меньше, чем когда, например, группирует их по любому признаку.
Развитие произвольной памяти
Развитие дошкольного возраста сопровождается важными изменениями памяти, сначала в 4 года – именно тогда в памяти появляются элементы произвольности.
в старшем дошкольном возрасте память понемногу превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели запомнить. Ребенок уже в этом возрасте понимает просьбы взрослого в плане того, что нужно вспомнить, запомнить, как пользоваться приемами и средствами запоминания, как проверить и контролировать правильность своего повторения.
произвольная память формируется благодаря тому, что:
- возрастает регулирующая роль языка;
- появляется идеальная мотивация;
- ребенок учится подчинять свои действия сравнительно отдаленным целям (например, он наблюдает за собакой, чтобы ее нарисовать);
- механизмы поведения и деятельности становятся произвольными.
Но все равно у дошкольников произвольное запоминание в основном остается механическим, которое осуществляется путем повторений, от которых ребенок переходит к повторению «про себя» или шепотом.
. В ходе такого запоминания ребенок опирается только на внешние отношения между объектами. Именно по этой причине дети легко заучивают словесный каламбур, считалки, не совсем осмысленный материал воспроизводят дословно. Происходит это через наличие интереса ребенка к звуковой стороне слов, с включением его в игровую деятельность и эмоциональным отношением к словам.
Старшие дошкольники овладевают смысловым запоминанием, которое основывается на нахождении содержательных связей между элементами материала, что запоминается. Ребенок связывает запоминается с элементами из своего приобретенного опыта, хранящегося в памяти. Усвоения такого типа происходит благодаря специальному обучению.
Преобладает у старших дошкольников образная память, поэтому используют картинки для лучшего смыслового запоминания.
Развитие дошкольного возраста происходит из нескольких этапов:
непроизвольное запоминание является к концу дошкольного детства главным видом запоминания, а вот до произвольного запоминания дети обычно обращаются на требование взрослых, а сами делают это редко.
Остальные виды памяти и их развитие
Ученые считают, что главной памятью в дошкольном возрасте является образная, развитие которой связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление и восприятие. Ребенок не замечает важных признаков предмета, выделяя те, что самые яркие. Благодаря развитию мышления происходит обобщение и обеспечивается систематизация представлений.
Развитие дошкольного возраста сопровождается формированием двигательной памяти. Движения делаются более сложными, включающими в себя несколько компонентов и производятся на основе зрительного образа, сформированного в памяти.
Существенные изменения в двигательной памяти у старших дошкольников связаны с развитием учебных навыков : с движением карандашом, штриховкой, вырезанием, наклеиванием, сгибанием и другими. А также с физкультурными навыками: шагом, бегом, прыжками, лазінням, ползание, поворотами, ловлей и метанием мяча, движениями под музыку и другими.
Развитие дошкольного возраста также сопровождается активным формированием интеллекта, в связи с этим развиваются и элементы словесной памяти, ребенок учится выделять и запоминать существенные взаимосвязи между объектами и их частями, у него возникает последовательность в логических операциях, таких как сравнение или классификация. Объясняется это развитием мышления и процесса энергичного усвоения языка: когда ребенок слушает и воспроизводит литературные произведения, рассказывает что-либо в общении со сверстниками и взрослыми.