Все для родителей

Развитие дошкольного возраста: мышления

Поделись с друзьями!

   Розвиток дошкільного віку: мислення Первые несколько лет жизни ребенка очень важны. Именно в первые 3 года жизни закладывается основа для будущего развития мышления. В возрасте до трех лет ребенок мыслит преимущественно образами, много воображает и представляет, а также усваивает простейшие понятия. Со временем он учится оперировать образами не только в определенных ситуациях, в которых принимает участие, но и за их пределами.

Развитие внесітуаціонного мышления, то есть умение перенести обиды и приобретенные навыки за пределы конкретной ситуации помогает малышу значительно расширить границы познания мира. Закрепляется связь между мышлением и речью, эта взаимосвязь влияет на мышление дошкольника и меняет его. Это выражается в следующем:

1. Появляются суждения результат развернутого мыслительного процесса

2. Перестраивается взаимодействие умственной деятельности с практической речь теперь выполняет планировочную функцию

3. Интенсивно развиваются мыслительные операции

Основа для рассуждения ребенка поставленный им вопрос

Развитие мышления невозможно без усвоения понятий. Считается, что ребенок начинает систематически овладевать понятиями с началом школьного обучения, но в ходе исследований было установлено, что ребенок вполне способен усвоить много понятий и в дошкольном возрасте, если правильно организовать его окружающую среду и обеспечить условия для развития.

Принято выделять 4 этапа в формировании понятий:

  • Восприятие предметов и явлений
  • Выделение их многочисленных признаков
  • Выделение основных признаков и переход к обобщению
  • Предметы и явления обозначаются словами
  • Уровень овладения обобщением влияет на степень овладения понятиями. Ребенок в своих обобщениях опирается на самые различные признаки.

    Дошкольник объединяет предметы:

    • собирательными словами, не обобщая отдельные признаки предметов
    • ориентируясь на субъективные признаки

    Уровень производимых обобщений зависит:

    • от того, насколько детям известны предметы, которые участвуют в ситуации
    • от того, знают ли дети сроки обобщающие слова. Усвоить понятие ребенку помогает знание названий предметов и понимание их назначения
    • от того, в какой форме перед ребенком поставили требованию

    Самое трудное для ребенка дошкольного возраста определить понятия, то есть дать ответ на вопрос: «Что это?». Он может объединить признаки, объекты и свойства предмета, которые не имеют никакой логической связи между собой для взрослого человека.

    Итак, ребенок в своем мышлении пользуется лишь теми представлениями, которые ему известны.

    . Его умственная деятельность в этот период характеризуется аналогичными, вследствие которой суждение дошкольника отличаются такой необычностью.

    Выделяют следующие причины своеобразия мышления дошкольника:

    • недостаточность опыта и ограниченность знаний
    • свойство заменять незнакомые условия задачи более знакомыми и понятными
    • установление связей между случайными и существенными признаками
    • неспособность к логическим умозаключениям и последовательному мышлению

    Ребенок рассуждает вслух, перебирает различные варианты, сопоставляет, обобщает факты , аргументирует, обосновывает свои выводы. Также он прибегает к аналогиям, объясняет неизвестное с помощью известного, использует свой чувственный опыт и полученную информацию, например из книг, которые ему читают.

    Желание дошкольника понять , как устроена наша действительность, найти в ней смысл и целесообразность, движет им в стремлении к размышлению. Он пытается найти связь между целью предмета и его признаками.

    Со временем, по мере развития, его способность находить причинные связи между объектами в окружающем мире также совершенствуется. Принято считать, что переломный момент наступает в возрасте около 5 лет. Понимание причинности развивается в следующих направлениях:

    • переход от внешних к скрытым причинам
    • более точное, дифференцированное понимание причин приходит на смену глобального
    • ребенок учится отражать общую закономерность от единичных причин явлений

    Если дошкольник демонстрирует чувствительность к противоречиям, это свидетельствует о том, что он понимает причинность, его способность мыслить критически возрастает. Развитие дошкольного возраста зависит от того, как формируется в семье и детском саду познавательная деятельность ребенка. Очень важно не создавать жестких рамок на занятиях, обучение не должно быть регламентированным. Мышление детей будет развиваться в игре.

    Играя, он учится:

    • обследовать предметы
    • строить план действий для выполнения задания
    • обращаться к меркам: числам, моделям и знакам.

    С помощью деятельности дошкольник совершенствует:

    • свое умение пользоваться символами
    • способность выявлять закономерности, связи между предметами и явлениями
    • приобретение систематических знаний

    План развития дошкольного возраста должен включать в себя такой подход, при котором обучение помогает ребенку совершенствовать способы мышления и осваивать его новые типы, расширить круг задач для мышления.

    Через продуктивную деятельность ребенок приобретает:

    • способность к обобщенным формам рассуждения
    • навык решения задач практических и познавательных

    При общении со взрослым:

    • систематизирует знания и понятия
    • учится выполнять внешние действия, преобразующиеся со временем в внутренние (процесс інтеріозаціі)
    • учится рассуждения, делает попытки самостоятельно находить решение возникшей проблемы

    При общении важно поощрять детские вопросы, не проявлять безразличие к заданному вопросу это негативно влияет на познавательную активность детей. План развития дошкольного возраста должен содержать разнообразные дидактические игры, в которые нужно играть с ребенком как можно чаще. Задача взрослого поддержать ребенка в его стремлении к самостоятельной познавательной активности.

    Развитие мышления, в том числе наглядно-образного, будет происходить более эффективно, если использовать в обучении специальные упражнения и игры с особыми правилами. Становление мышления и его совершенствование связано с наличием у ребенка воображения. Первый этап развития воображения это замещение в процессе игры одних предметов другими, при этом дети наделяют их новыми функциями, вне игры им не свойственными например, расческа превращается в микрофон. Следующий этап замещения предмета образами, и уже не обязательно его практическое участие в игре.

    Развитие дошкольного возраста происходит в таких основных направлениях:

    • оттачивание наглядно-действенного мышления на основе совершенствующегося воображения
    • развивается наглядно-образного типа мышления на базе опосредованной и произвольной памяти
    • формирование словесно-логического мышления с помощью языка, используемой для постановки интеллектуальных задач и их решения

    В более позднем дошкольном возрасте у ребенка начинается развитие словесно логического мышления, которое предполагает оперирование словами, понимание логики рассуждений. Ниже описаны 5 этапов развития внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, в период младшего и старшего школьного возраста. Их выделил М.М. Поддьяков:

  • Появляется способность к решению задач наглядно-действенного плана, ребенок решает их, манипулируя вещами, обрабатывая проблемную ситуацию, но он пока не способен к действию в уме.
  • Речь начинает участвовать в решении задачи, пока только для того, чтобы называть предметы, которыми дошкольник манипулирует. В языковой форме ребенка уже может быть сформулирован результат действия.
  • Теперь задача решается за образное мышление, с помощью манипуляций с объектами и представлениями о них. Скорее всего, именно на этом этапе способы выполнения действия, направленные на изменение ситуации и решение задачи, становятся для ребенка более осознанными и словесно обозначаются. Появляется рассуждение вслух в элементарной форме, пока оно еще не отделено от реального действия, но уже направляется на поиск способа изменить ситуацию.
  • Ребенок заранее составляет внутренний, продуманный план, и с его помощью решает задачи. Основой для плана служат опыт и память, накопленные при попытках решения подобных задач. Сначала задача решается в уме, а затем в наглядно-действенном плане, с целью закрепить ответ, полученный в уме, и выразить его в словах.
  • Решение происходит только во внутреннем плане, дальше идет словесное решение.
  • Источник