Домой Все для родителей Преимущества взаимоотношений ребенка со сверстниками

Преимущества взаимоотношений ребенка со сверстниками

98
0

   Переваги взаємин дитини з однолітками Общение взрослых людей – это средство построения наиболее значимых и серьезных социальных контактов. Благодаря им человек ощущает себя частью общества и способен осознать свою значимость. Мир детей отличается спецификой законов и правил общения, но последнее в становлении маленьких людей играет не менее важную роль. Причем особое место занимает общение со сверстниками, что имеет ряд преимуществ, которые мы сейчас и рассмотрим.

Как уже не раз говорилось в предыдущих статьях, для маленького ребенка в возрасте 1 -3 лет главным лицом и примером для подражания, к взаимодействию с которым малыш стремится вполне осознанно, является взрослый. Очень хорошо это объясняет польский психиатр А. Кемпински. Согласно его точки зрения, общение в цепочке «ребенок – взрослый» можно представить как наклонную плоскость. На нижнем ее конце находится малыш: неопытный, открытый всему новому, с задатками способностей и талантов, которые нуждаются в развитии, что стоит перед длинной дорогой жизни. Вершину плоскости занимает взрослый человек, что обладает широким спектром умений, знаний, многолетним опытом, а потому авторитетный и … недоступен. Малыш тянется до последнего, но для того, чтобы достичь его уровня, нужно время и усиленная работа.

Со сверстниками дело обстоит иначе. По теории все того же Кемпински, контакты между детьми одинакового возраста устанавливаются в пределах горизонтальной плоскости, то есть происходят на равных. Ребенок для другого, точно такого же малыша – в первую очередь зеркало, отражающее его собственные действия, манеры и что помогает таким образом познавать мир рядом с предметами и взрослыми. Только в данном случае взаимодействие в большей степени эмоционально окрашенное, чем в контактах с другими объектами / субъектами.

.

Второй вид восприятия ребенком сверстника является неизбежным этапом в детском общении и представляет собой отношение к подобному себе, как к игрушке…, то есть неодушевленному предмету. Дикость? Совсем нет. Не забывайте: дети отличаются от нас с вами именно специфичностью поведения, поэтому нет ничего удивительного в том, что сверстник используется ребенком буквально в качестве еще одного способа постичь тайны окружающего мира.

Он может ощупывать малыша, что находится в непосредственной близости с ним, дергать за одежду, засовывать пальцы в рот, глаза, лезть целоваться и др. Далеко не всегда подвергнувшемуся столь мощному натиску со стороны ребенку нравится проделывать с ним сверстником, поэтому он активно выражает свое возмущение возмущенными криками, плачем, нежеланием продолжать одностороннее общение, основанное на тактильном воздействии. Но не следует считать, будто произведенные одним малышом действия по отношению к другому малышу – предпосылка жестокости. Ничего подобного здесь и близко нет, что происходит абсолютно нормально.

Примерно после полутора-двух лет отношения между детьми постепенно приобретают другой характер: общение используется как способ привлечь к себе внимание другого ребенка, показать ему себя, продемонстрировать свои умения и особенности. До трех лет контакты в этом ключе достигают определенного уровня, становятся более эмоциональными и свободными. Наедине со сверстниками дети чувствуют себя «рыбой в воде», так как над ними не довлеет свод запретов и навязанных взрослыми правил. Контакт с «таким же, как и я» – не что иное, как отдушина, поэтому и доставляет много радости.

Но важнейшим преимуществом во взаимодействии ребенка с ровесником является то, что такого рода общение представляет собой первый и главный урок обучения малыша законам жизни в коллективе. Психологи утверждают: качество отношений взрослого человека с окружающими зависит от его умения в детском возрасте общаться с детворой. Где, как не в группе детей, малышу освоить навык устанавливать контакты, постоять за себя в возникшем конфликте, защитить интересы одного в схватке с «противником», выработать уважение к правам окружающих? Таким образом, ребенок получает бесценный опыт, реализованный в будущем в отношениях с людьми.

От вас, дорогие родители, нужно совсем немного: не стремитесь подавлять волю малыша, его стремление к самовыражению, особенно в специфических контактах с детьми. В противном случае, у ребенка уже во взрослом состоянии могут проявиться различные невротические заболевания. Успехов вам в воспитании ваших детей!

Источник