Все для родителей

Похвалы много не бывает?

Поделись с друзьями!

   Похвали багато не буває? Все учебники по популярной психологии учат нас простому и, казалось бы, очевидного навыка: как можно меньше критиковать и больше хвалить своего ребенка. Говоря научным языком, закреплять положительные установки в поведении малыша. Спорить с общепризнанным утверждением все равно, что махать дубинкой на линии огня, но напомнить о том, что и похвалы должно быть в меру не помешает.

Начнем с того, который похвалой мы удостаивались своего отпрыска. Даже самому изобретательному отцу на ум приходят только «Умница» и «Молодец». Что бы не сделал ребенок, какую бы степень исполнительности ни проявил, наша оценка почти всегда звучит одинаково: «Молодец!» Сделал домашнее задание ты именно он, закончил четверть без четверок он самый, выиграл городскую олимпиаду он же с важным дополнением «Вот какой ». Сумасшедший стимул двигаться в том же направлении! А где же оценка труда, признание его заслуг, мотивация на дальнейшие свершения?

Чтобы достучаться до родителей и услышать от них нечто более красноречивое, дети вынуждены прибегать к различным уловкам . Приписывают себе чужие заслуги «Блин, опять просто молодец», демонстрируют причастность к чужим победам «Ты тоже молодец! и это все? », преувеличивают степень своих достижений «Умница просто фейерверк эмоций ». Моя дочь почти с каждого занятия по хореографии приносила «пятерки», с гордостью демонстрируя мне дневник. Я знала, что аналогичные оценки получает почти каждая ученица ее класса, поэтому достаточно сухо и сдержанно комментировала значимое для нее событие.

Однажды девочка вышла ко мне с горящими от счастья глазами и, кокетливо улыбаясь, предложила заглянуть в дневник. Моему взору предстала «пятерка» с большим плюсом, явно поставленная под впечатлением от незаурядных достижений ребенка.

. Девочка бросилась мне на шею, с вожделением спрашивая: «Мама, ты мной гордишься? Ты рада, что меня так ценят? ». Получив заветную порцию дифирамбов, она как бы невзначай рассекретила свой тайный умысел:

– Это я сама попросила учительницу поставить «пятерку» с плюсом.

– Зачем ты это сделала?

– Зато теперь ты будешь мной гордиться.

Не скупитесь, родители. Поощряйте даже незначительные, на Ваш взгляд, успехи своих детей. И делайте это более живо, эмоционально, искренне разделяя их радость. При этом высказывать нужно не оценку их деятельности пресловутые «Умница» и «Молодец», а те чувства, которые Вы испытываете: «Я рада, что », «Мне приятно», «Я горжусь тобой».

Ребенок ждет этих слов, но опасность кроется в том, что он может попасть в зависимость от похвалы. То есть выполнять какие-либо действия не ради результата, а для того, чтобы услышать, какой он ловкий, смелый, старательный, аккуратный. И желательно публично – на глазах всего класса, группы или другого коллектива. Например, малыш будет упираться, перенося тяжелые коробки, но не для того, чтобы освободить пространство, а в предвкушении оценки воспитателя: «Посмотрите, какой у нас Егор сильный!». Или кропотливо выводить буквы в прописи не в целях разработать руку для письма, а чтобы стать примером для других, опять же со слов учительницы.

Подобная зависимость может преследовать человека всю оставшуюся жизнь, так что основным стимулом выполнять работу хорошо для него будет похвала близких или посторонних людей приготовить еду, чтобы муж не удержался от похвалы, составить отчет, чтобы заслужить признание начальника, сделать что-то сверхъестественное, чтобы удивить всех и польстить самому себе.

Подобным образом обернулась отличная учеба в школе для меня. Все похвальные листы, грамоты, благодарственные письма, получаемые мною в детстве, папа забирал себе и хранил в шкафу с документами под замком. Когда в доме собирались гости, он, конечно підпивши, начинал демонстрацию моих успехов. «Молодец» и «Умница» при этом повторялось бесчисленное множество раз. Однако в моей юной голове осела мысль, что любит он меня только за то, что я учусь на одни «пятерки». Как следствие, возник страх: «Если я буду учиться хуже, меня перестанут любить».

В дальнейшем взрослые лишь иронизировали по поводу того, как можно лить слезы из – за «четверок», а для меня каждый балл ниже «пяти» был трагедией. Даже будучи взрослой, я невольно продолжаю выставлять себе оценки, за то, какая я жена, мать, хозяйка, работник, мысленно анализируя, заслуживаю «пятерки». Глупо, но родом из детства.

Любите и хвалите своих детей, а не себя в них, как то делал мой папа: «Вот какая у меня дочь!» . В реалии же он пытался донести: «Какой я молодец, что родил и вырастил подобное существо!» Забудьте о тщеславии, когда речь идет о ранимой детской душе.

– Отлично, папа! Я рада, что когда-то ты мог мной гордиться.

Источник