Все для родителей

Пальчиковые игры

Поделись с друзьями!

   Пальчикові ігри

Развитие мелкой моторики хорошо влияет на координацию, сообразительность и речь ребенка. Каждый день делайте гимнастику для пальчиков, и результат не заставит себя ждать. Суть пальчиковых игр в том, что ребенок с помощью палцами инсценирует повадки, действия сказочных героев и других персонажей. При этом игра сопровождается веселыми стихами и потешками.

Польза от пальчиковой гимнастики огромна:

  • Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Проще говоря, мозг напрямую связан с работой пальцев и, делая зарядку для пальчиков, вы стимулируете клетки мозга. Чем больше вы будете разрабатывать пальчики, тем быстрее ребенок начнет говорить.
  • Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
  • Повторяя стишки, ребенок тренирует память.
  • усидеть на месте целых 10 минут и при этом заниматься делом могут не все. А в этой игре непоседа учится концентрировать внимание. Это очень пригодится ему, когда он пойдет в школу.
  • Пальчиковая гимнастика облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма.

И наконец, пальчиковые игры – еще один способ близкого общения между мамой и ребенком, которая приносит много положительных эмоций.

Пассивная пальчиковая гимнастика

Пассивную пальчиковую гимнастику можно начинать делать уже в возрасте 6-7 месяцев. Конечно, сначала мама сама должна массировать пальчики ребенка и сопровождать свои действия веселыми потешками. Делать это нужно ежедневно в течение 2-3 минут. Включите в ваши упражнения массаж всей кисти и каждого пальца, каждой фаланги отдельно. Разминание и поглаживание проводите нежно и аккуратно, чтобы не вызвать у ребенка ощущение дискомфорта.

Сорока-белобока

Кашку варила, Деток кормила. Этому дала,
этому дала, этому дала, этому дала.

А этому не дала:

Он воды не носил,

В лес не ходил,

Он дрова не рубил,

каши не варил –

Нет тебе ничего!

Мама держит ручку ребенка и указательным пальцем делает круговые движения по раскрытой ладошке.

Потом поочередно загибает крошке пальчики: мизинец, безымянный , средний, указательный.

Большой палец не загибается, а легонько массажируется.

Потом начинаем обратно разгибать пальчики: указательный, средний, безымянный, мизинец.

На последних словах все «стряхиваем» с ладошки.

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик я.

Это вся моя семья.

Легонько массируем большой пальчик, затем указательный, средний, безымянный и мизинчик.

. На последних словах делаем большие круговые движения на всей ладошке.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Мама аккуратно расправляют каждый пальчик и массирует его.

Обратно складываем пальчики в кулачок.

Ивану-битому – дрова рубить,

Ваське-указке – воду носить.

Мишке-середке – печку топить.

Тришка-сиротке – кашу варить.

А крошке Тимошка – песенки петь,

Песни петь и танцевать,

Родных братьев потешать.

Массируем отдельно каждый пальчик соответствии со стихотворением.

Гимнастика для пальчиков и ладошек

Когда ребенок подрастет, можно переходить к активным пальчиковых игр. Лучше, если обучение будет проходить в несколько этапов: сначала мама сама рассказывает стишок и одновременно показывает необходимые движения. Затем взрослый показывает игру, управляя рукой ребенка. Следующий этап – одновременное выполнение движений взрослым и ребенком. И завершающей стадией считается выполнение ребенком всего упражнения полностью: он сам произносит стишок и показывает движения.

Если вы видите, что малыш освоил игру, предложите ему новые варианты. Старайтесь, чтобы в выбранных вами играх принимали участие все пять пальчиков и ладошка. Ведь в каждом из них находится большое количество нервных окончаний, стимулируя которые вы будете способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга, а значит, и развития речи ребенка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел, потому и потолстел.

рука ребенка сжата в кулаке. Отгибаем по одному пальчику.

Делаем волнообразные движения пальчиками.

Загибаем правой рукой левый мизинчик.

Загибаем правой рукой левый безымянный пальчик

загибаем средний пальчик.

загибаем указательный пальчик.

Всем показываем большой палец.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

эта долька – для ежа, эта долька – для чижа

эта долька – для утят, эта долька – для котят

эта долька для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас, беда !

разбегаются кто куда.

левая рука ребенка сжата в кулак, правая ее обводит.

Показываем сначала 10 пальцев, потом 1.

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

Показываем пустую ладошку.

Прячем руки за спину.

Мама нам печет блины Очень вкусные они Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.

Руки ребенка лежат на столе. Ритмично, в такт стихотворению, поворачиваем их ладошками вверх, то вниз.

Пальчиковые игры для кистей рук

Можно и нужно проводить с ребенком такие занятия, когда работают не только пальчики и ладошки, но и вся кисть. Упражнения на расслабление, растягивание и сжатие мышц кисти. Обычно в таких играх используются симметричные движения, то есть руки выполняют одинаковые упражнения. Это могут быть хлопки, кругообразные движения, встряхивания, трения и т.д. Количество движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда ребенок освоит первые упражнения, вводите в игру более сложные движения. Самыми сложными, но очень полезными являются игры, в которых появляются несимметричные движения, то есть руки выполняют разные движения.

замок

На дверях висит замок.

Кто его раскрыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Руки складываем в замок, переплетая пальцы.

Показываем «замок» с разных сторон, поворачивая руки.

При слове «потянули» тянем руки в разные стороны, но не расщепляется замок полностью.

«Покрутили”: не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. «Постучали»: ритмично постукиваем друг об друга основаниями ладошек. «И открыли»: расщепили ручки ребенка и развели в разные стороны.

Капуста

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем.

Мы капусту солим, солим.

Мы морковку трем, трем.

Несильно стучим ребрами ладоней по столу

сжимать и разжимать кулачки

Пальчики сложены щепоткой.

Руки ребенка сжаты в кулачки и трутся друг о друга.

Ежик

Ежик, ежик колючий, покажи иголки.

вот так, вот так, покажи иголки.

вот так, вот так, спрячь свои иголки.

Руки сложили в замок. В такт потешек

разжимаем пальцы, растопирівая их, и снова прячем. И так несколько раз.

Замечательный музыкант

Дима на клавишах играет,

И в барабан бить успевает.

Одна рука ребенка «играет» на рояле, другая «стучит» в барабан.

Как играть в пальчиковые игры

Для игры выбирайте короткие стишки, которые хорошо запоминаются.

  • Четко произносите слова, эмоционально их окрашивая.
  • Движения пальцев должны быть несложными, чтобы ребенок мог их повторить. Первое время вы сами будете показывать упражнение, а ребенок будет только наблюдать. Но очень скоро ребенок начнет сам повторять за вами необходимые движения.
  • Начните с двух-трех потешек и постепенно добавляйте новые.
  • Если в новой игре появляются неизвестные персонажи, расскажите ребенку о них и покажите картинки. Малыш должен понимать, о чем идет речь.
  • Радуйтесь успехам ребенка, не огорчайтесь, если у него что-то не получается.
  • Обязательно хвалите своего ребенка даже за самые незначительные успехи. Только положительные эмоции могут привить ему любовь к занятиям!

Источник