Все для родителей

Непослушный ребенок

Поделись с друзьями!

   Неслухняний дитина Каждый родитель в большей или меньшей степени рано или поздно сталкивается с детским непослушанием. Причин этому, как обнаружили психологи, не так уж и много, но проявлений и разнообразных переплетений человеческих чувств множество. Давайте постараемся понять наших детей.

Как отмечают психологи, существует несколько основных причин детского непослушания.

Первая причина это борьба за внимание. Когда ребенок не получает достаточно внимания, которое ему необходимо как воздух и вода для нормального развития и душевного благополучия, он пытается компенсировать это таким поведением, которое привлекает внимание родителей. Когда ребенок не слушается, родители вынуждены отвлекаться, вступать в диалог, проявлять хоть и отрицательное, но все же внимание.

Вторая причина – борьба за самоутверждение, борьба против чрезмерной опеки и требований родителей. Детям психологически тяжело, когда они находятся под постоянным прессингом замечаний и требований, указаний и нотаций. Любой, даже самый робкий ребенок, не говоря уже о бунтаря, рано или поздно восстанет, испытывая психологический дискомфорт, чтобы изменить ситуацию и отношение к себе. В таком случае ребенок проявляет упрямство, действует “наоборот” пожеланиям родителей. Кроме того, надо понимать, что подрастающий малыш нуждается в растущей свободе выбора и действий. Никто и никогда не сможет прожить за ребенка его жизнь. В вопросах безопасности ребенка и окружающих его людей надо, как и прежде, быть твердыми, но в других вопросах ребенок учится только методом проб и ошибок, и у него должно быть право сделать эту ошибку, обдумать ее, принять решение и осознать результат этого решения.

Третья причина детского непослушания – желание отомстить.

. Так, даже наши маленькие дети испытывают такие нехорошие с точки зрения морали чувства, как желание мести, ярость, обида. И надо признать, что родители часто не так трепетны и осторожны, как должны бы быть в своих высказываниях и поведении по отношению к детям, воспринимая их как неравных себе, умаляя их способности переживать, понимать и иметь право на чуткое отношение.

Резкие замечания, несправедливые, неадекватные проступку или слишком суровые наказания и рождают протесты, непослушание, драчливость, порча игрушек и т.п. Здесь действует принцип “зуб за зуб”: мне плохо – пусть вам будет тоже плохо. Причем здесь идет больше эмоциональная реакция, чем сознательная.

Четвертой причиной непослушания считается потеря веры в успех, собственные силы. Накапливаясь, негативный опыт неудач и коллекция критических замечаний в адрес ребенка, вызывают у него неуверенность в себе, падение уровня самооценки. Дети очень уязвимы, несмотря на то, как они это проявляют: в бунтарстве или тихой засаде. Они могут сделать вывод о том, что и нечего стараться, раз ничего не получается. А внешне это находит проявление в поведении и словах: “Мне все равно”, “И пусть я плохой”, “И пусть я буду плохой”.

Единственный выход из порочного круга непослушания обиды, крики родителей и наказание это не реагировать привычным образом, не обижаться, не кричать, не наказывать. Не действовать, как дети на уровне эмоций. Родители должны осознать собственные чувства и начать помогать себе и своим детям решить проблемную ситуацию.

Если ребенок требует внимания, родители должны сблизиться с ребенком, участвовать в совместных играх, читать вместе, делать поделки, найти общие интересы в соответствии с интересами и возможностями ребенка.

Если ребенок борется за право принимать самостоятельные решения нужно пойти ему на встречу и обозначить поле для возможных решений, область его ответственности, контролировать свои замечания, поменьше поучать и «скрывать» прямые советы в игровой форме «А что если сделать так?». С одной стороны, это оставляет ребенку право самому решать, с другой, у него есть альтернативный вариант, который он должен обдумать, оценить, сравнить со своим, в результате чего мы и хотим начать мыслить и оценивать ситуацию.

Если ребенок пасует перед задачами, имея заниженную самооценку, самое время снизить планку и пересмотреть ваши желания и возможности ребенка, расставить приоритеты и разработать план по достижению важных целей, учитывая интересы и желания ребенка. Ребенка нельзя критиковать, ребенка надо хвалить, обнимать, подчеркивать ему самому его сильные и положительные качества.

Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции на конструктивные действия и наладить отношения с детьми, выражать свою любовь и понимать, что строить гораздо труднее и дольше, чем ломать. Восстановление мира и доверия долгая и кропотливая работа, без которой в батьківсько-детских отношений нет будущего.

Источник