Все для родителей

Некоторые исторические факты о якоре

Поделись с друзьями!

Не все кораблю бегать туда-сюда по волнам. Наступает момент, когда для удобства мореплавателя он должен застыть неподвижно – или у причала, или недалеко от берега. Но вечно беспокойные волны, течения и ветер могут заставить судно дрейфовать куда стихиям угодно. На этот случай многие и многие тысячи лет назад было придумано средство – якорь.

   Деякі історичні факти про якорі

В самом начале эпохи мореплавания, когда еще человек не рисковал удаляться далеко от берегов, якорь был до примитивного простым. Взял канат, крепко обвязал им камень поувесістей, – готово! Или, для большей надежности, предварительно просверлил в нем отверстие. Кстати, такой «якорь» благополучно дожил до наших дней в рыбацких лодках, катерку, яхтах и других малоразмерных плавсредствах. Подкупающая простота!

   Деякі історичні факти про якорі

Однако с течением времени понадобился другой якорь, надежно цепляет дно и удерживал судно на одном месте. Для этой задачи камень уже не годился. Примерно 3000 лет назад малайцы изобрели однорогий якорь, который изготовлялся из твердых пород дерева. Если «рог» вгризався в донный грунт – корабль стоял, как вкопанный. Ну, а если ложился на дно плоской частью? Невезуха …

   Деякі історичні факти про якорі

От такой невезуха и решили застраховать себя китайские умельцы. Примерно в конце 1 тысячелетия до н.е. корабельный якорь стал двурогим и нашел форму, чрезвычайно близкую к современной. Делали его как и раньше с дерева, но для большей прочности оковывают железом. Появился и шток, усиливает сцепление с почвой; пока еще он был расположен внизу, чуть выше мест соединения лап.

   Деякі історичні факти про якорі

Примерно в это же время действительно свое веское слово сказали древние римляне.

. «Весомое» – потому что покорители Средиземного моря отливали якорь из бронзы или выковывали из железа. Деревянный шток переместился вверх, под скобу для каната. Как вариант, делали и деревянные судовые якоря, но шток у них был тяжелым, свинцовым. Ценность римского якоря была высокая. Его украшали различными священными надписями, которые должны помочь в морских странствиях.

   Деякі історичні факти про якорі

Прямым наследником римского судового якоря стал классический адмиралтейский. Путевку в жизнь ему дало в 20-е годы XIX века именно Британское Адмиралтейство, причем после скрупулезных испытаний различных конструкций. Победили стальная ковка и удачная форма. Такой якорь практически на любом дне держал судно любого водоизмещения намертво. Но, будучи подвешен у борта «без работы», из-за своей тяжести и громоздкости становился опасен и для самого корабля, и для проплывали поблизости судов.

   Деякі історичні факти про якорі

В 1885 году англичанин Холл, управляющий фирмой и бывший капитан, запатентовал необычный якорь. Он задумал настоящее святотатство – отказаться от мешал всем на борту штока! Пять лет спустя все то же Британское Адмиралтейство «благословило» литой чугунный якорь Холла – и не просчиталось. Что возвращаются на оси плоские лапы якоря, отданного на ходу, в считанные секунды забирают грунт и стопорят даже танкеры! Мало того: с якорем Холла связана технологическая революция в промышленности, которая показала преимущества чугунного литья!

   Деякі історичні факти про якорі

Известно, на какую высоту вознес в 1910-е годы британский флот Ее Величества Первый Лорд Адмиралтейства сэр Уинстон Черчилль. Его любовь к флоту привела, однако, к странности: великий политик XX века не любил фотографироваться с обнаженным торсом. Дело в том, что на правом плече Черчилль, как и любой уважающий себя моряк, вытатуировал изображение якоря. Став, кстати, одним из первых политиков с тату.

   Деякі історичні факти про якорі

Среди песчаных дюн острова Тавира, что у Португалии, раскинулось небывалое зрелище – кладбище якорей (The Cemiterio das Апсогаѕ). Но это отнюдь не легендарный Остров Погибших Кораблей. Якоря были изготовлены не для кораблей, а для удержания на дне рыболовных сетей, предназначенных для ловли тунца. Причем эта технология в незапамятные времена была изобретена финикийцами. Время шло, тунец ушел в другие места, рыбаки переместились следом за ним – а якоря остались.

   Деякі історичні факти про якорі

А крымский мыс Тарханкут по праву может гордиться единственным в мире музеем якорей под водой. Достаточно одеть акваланг и погрузиться в черноморские волны – к вашим услугам подводная экскурсия на 20-метровой глубине. Якоря здесь покоятся самые разные: огромный, оставшийся от могучего броненосца, есть и совсем крошечные по сравнению с ним, что принадлежали парусно-моторной шхуны. Старейшему якоря – около 200 лет.

Источник