Все для родителей

Как сформировать ценностный стержень в наших подростков?

Поделись с друзьями!

   Як сформувати ціннісний стрижень в наших підлітків? Иногда встречаюсь с учащимися белорусских школ, гимназий и лицеев. Пою под гитару, разговариваем о мечтах, читаем стихи …

По моим личным наблюдениям, чем младше ребенок – тем лучшее впечатление он оставляет. Маленький человек еще не столкнулся с реалиями обыденности и живет часто куда более духовными ценностями, чем многие взрослые.

Недавно я пел песни детям в одном из социальных приютов. Многие из этих маленьких людей, возможно, увидели в жизни много ужасов, прошли через огонь, воду и медные трубы. Ведь что-то существенное должно произойти, чтобы ребенка принудительно забрали из семьи. И эти трех-, четырех-, пяти-, десяти-, тринадцатилетние дети из социального приюта внимательно слушали, обсуждали, показывали себя: пели, танцевали и рассказывали о своих мечтах. Эти дети, несмотря на свой возраст и покореженных судьбу, готовы к духовному развитию и имеют все шансы стать супергероями.

Также я был удивлен открытостью детей в некоторых сельских школах. Случалось, приезжал и видел допотопные парты, доску еще коммунистической эпохи … А детки оказывались открытыми, смелыми и находчивыми. С привлекательными задатками.

Но когда и эти дети попрощаются с детскими мечтами и, возможно, станут обычными белорусскими гражданами: валюта, сахар, масло, крупы … вот и смысл жизни.

и какая метаморфоза должна произойти, чтобы, повзрослев, эти милые создания часто превращались в серую толпу потребителей, которые бьются за место под солнцем в скупых очередях. Хотя и участники этих очередей, кажется, нормальные люди. Не маньяки, не грабители … Потому что, к сожалению, нередко обреченность человека в современном глобализированном мире – быть бройлерной Курой, істуканчика, которым легко управлять, потянув за экономическую ниточку …

Даже в те времена, когда белорусскую самобытность часто методично уничтожали, люди чаще думали о высоком, в книжные магазины выстраивались очереди, а поэты выступали в больших кинотеатрах в три смены: за раз все желающие не помещались.

. Что сегодня?

Меня удивляет, если во многих белорусских школах ученики не видели живых поэтов, музыкантов, ученых (встречи с такими людьми в советскую эпоху организовывались периодически). Всюду говорят о том, что дети изменились, что их не оттащить от компьютера и что, кроме игр, их ничто не интересует. Но так ли это? Я сам видел в белорусских школах, гимназиях и социальных приютах сотни детей с сильными духовными задатками. Почему они потом вырастают скупуватими бройлерных курах нашего потребительского общества?

Потому что на этом подростковом этапе у ребенка должен сформироваться твердый ценностный стержень. А чтобы это произошло – ребенок должен видеть перед собой примеры в виде духовно развитых людей, авторитетов. И наши родители застали времена, когда огромные кинотеатры были переполнены, так как происходила встреча с таким авторитетом, известным артистом, художником, литератором.

Что современные дети? Они не встречаются с промышленной, научной и творческой интеллигенцией, думают, что поэты – это картинки с датами жизни и смерти в кабинете литературы.

Если бы подобные встречи проходили сегодня , то дети бы видели перед собой живые примеры, как выжить в современном потребительском мире. И не тратить свои годы на мысли о курсах обмена валют.

Один музыкант рассказал бы про свою концепцию существования, второй, архитектор, свой жизненный опыт. Хирург, который приставляет людям руки и пересаживает внутренности, дал бы другой пример, мыслитель – рассказал бы о своем видении философии, а олимпийский чемпион научил бы, что средний человек на самом деле может все …

и сейчас это ребенок, которому, казалось бы, суждено быть бройлерной курочкой на фабрике, увидит различные варианты собственного развития и возможность выбирать. Теперь, значит, он может превратиться в нормального человека, которая может думать, делать шаги вправо, влево, назад и вперед.

Но я, часто посещая наши школы, убеждаюсь, что авторитеты, в том числе и рабочие, сегодня редко приглашаются к детям, а в СМИ не умеют или не хотят раскручивать сильных людей, которые могли бы стать примером.

Поэтому, как мне кажется, этап воспитания подростков упускается. И часто дети не имеют перед собой нормальных примеров, которые учат прежде всего думать, развиваться, получать гедонистическое наслаждение от произведений искусства.

Когда я учился в Лицее БГУ , где и сегодня получает образование большинство белорусских международных олимпиадников по химии, физике, биологии и т.д. Образование в этом учебном заведении ставило цель не просто накачать человека знаниями, а научить его думать. Мы регулярно встречались с интеллигенцией – литераторами, музыкантами, учеными …

Люди, которые разрабатывали правильную систему обучения в Лицее при БГУ, сегодня занимают высокие посты в белорусском образовании, но тот опыт почему-то редко используется в обычных белорусских учебных заведениях.

Спросите у своего ребенка: каких современных ученых, промышленников он знает? Каких музыкантов, выдающихся людей? Чем можно гордиться в нашей стране, в истории? От подавляющего большинства детей вы не получите конкретного ответа. Ведь авторитетов сегодня не принято приглашать на встречи с детьми. А творческие люди, интеллигенция, ученые и существуют для того, чтобы доводить свои идеи до молодежи и помогать другим постигать жизнь.

Ценностный стержень обычно затвердевает в подростковом возрасте. И если не научиться мыслить в это время, то позже ума не добавишь ….

Источник