Все для родителей

Как правильно хвалить ребенка

Поделись с друзьями!

   Як правильно хвалити дитину Давайте разберемся, зачем нужно хвалить ребенка и почему нужно хвалить ребенка правильно. Во-первых, похвала стимулирует усвоение ребенком позитивности своих действий и желание повторять то действие, которое получило высокую оценку взрослых. Во-вторых, похвала дает предпосылки к адекватной самооценки малыша и в-третьих, похвала в сочетании с порицанием имеет больший педагогический эффект при совершении ребенком проступка, чем только осуждение.

В процессе творчества похвала является движущей силой. Высоко оценивайте старания ребенка. Если у малыша что-то не получается, похвалите его усердие и трудолюбие и очень мягко и ненавязчиво предложите ему в следующий раз приложить усилия для достижения еще лучших результатов. Отсутствие адекватной оценки деятельности ребенка и похвалы может привести к занижению его самооценки.

Все вышесказанное не означает, что хвалить ребенка стоит постоянно. Если постоянно есть любимый торт со взбитыми сливками, то в конце концов от него начнет тошнить. Поэтому похвалу стоит применять дозировано и умело сочетать с другими инструментами воспитательного процесса.

Ситуации, в которых похвала неуместна

  • Если Ваш ребенок одаренный, ему легко дается какая-то деятельность, не стоит хвалить его слишком часто и усердно за то, к чему усилия не прилагать. Тем более не стоит ставить в пример другим детям такого ребенка. Хвалить стоит за приложение труда, усилия, желание что-то сделать. Если один ребенок одним взмахом кисти рисует «шедевр», а другой час потеет над листом бумаги, чтобы вывести каракули, стоит хвалить усердие второго ребенка.

    .

  • Не стоит бесконечно на разные лады повторять похвалу за один и тот же успех . Таким образом Вы приучаете ребенка к постоянному воспеванию его едва заметных положительных качеств. В этом случае обычная похвала обесценивается, что приводит к депрессивному состоянию малыша.
  • Не стоит хвалить самого ребенка, стоит хвалить его поступки. Констатация факта: «Ты у меня самый лучший!», Конечно, должна присутствовать, но в определенной степени. Лучше сказать ребенку: «Я горжусь тобой, ибо ты защитил соседскую девочку!». Постоянное необоснованное восхваление личности ребенка ведет к завышенной самооценке. Такое воспитание опасно болезненными переживаниями, когда самооценка ребенка не совпадет с оценкой его коллективом.

Хвалите ребенка эффективно

  • Подкрепляйте похвалу вербальными жестами . Улыбка, более мягкий голос дадут ребенку понять, что вы действительно рады успехам ребенка, или вам приятно его поведение.
  • Похвала не должна быть абстрактной . Просто слово молодец или умница не всегда дает ребенку понять за что именно его хвалят. Будьте более конкретны, не ленитесь объяснять ребенку что именно вам понравилось, уделяйте внимание мелочам, которые можно подчеркнуть отдельно.
  • Не смешивайте похвалу с упреком и порицанием, иначе в памяти ребенка отложится именно второе. Например, не стоит хвалить ребенка за то, что он съел весь суп и тут же ругать за то, что он не доел котлету.
  • Избегайте сравнения с другими детьми . Как правило, это имеет негативный эффект. Не нужно говорить, что он сделал что-то лучше, чем другой ребенок. И уж тем более не стоит хвалить ребенка, при этом говоря, что кто-то сделал это еще лучше, чем он сейчас и в следующий раз нужно еще больше постараться.
  • Не переусердствуйте с поощрением . Положительная оценка успехам ребенка должна даваться своевременно и адекватно. В противном случае эффект будет гораздо ниже. Нет необходимости хвалить ребенка 4 лет за то, что он, скажем, может отличить кубик от шарика. Такая похвала будет уместна для ребенка в 1,5-2 года.

Помните, правильно хвалить ребенка очень важно. Оценка поступка ребенка должна плавно переходить в оценку его личности. Такая похвала является самой правильной с точки зрения педагогов-психологов. Например, если ребенок научился, наконец, завязывать шнурки на ботинках, похвалите его усердие и упорство, а затем обязательно добавьте: «Ты молодец!». Такой подход дает возможность ребенку разобраться в градации оценок личности и правильно направлять свою деятельность на созидание, а не на разрушение.

Источник