Все для родителей

Как научить ребенка безопасному поведению

Поделись с друзьями!

   Як навчити дитину безпечній поведінці

Уход за ребенком – это не только полноценное питание и полезные процедуры. Родители должны следить за тем, чтобы ничего не угрожало его безопасности.

Груднічок пока не разбирается в том, что для него опасно, а что нет. Он полностью зависит от мамы и папы, от их внимательности и осторожности. Конечно, любящие родители стараются ее проявлять, но … Дело в том, что у взрослых людей, до того как они стали папами-мамами, сформировалось множество привычек, в том числе и таких, которые могут быть опасны для ребенка.

Например, мы часто не обращаем внимания, куда кладем спички или таблетки, как ставим кружку с горячим чаем … в Общем, много чего делаем машинально. А между тем, по свидетельству врачей-травматологов, малыши часто именно дома получают повреждения из-за необдуманных действий собственных родителей. Поэтому теперь ваша главная задача – быть особенно внимательными и замечать любую потенциальную опасность для ребенка.

Безопасность детей до года: на что обратить внимание

Для начала просто понаблюдайте за собой и друг за другом . И ответьте сами себе на вопрос, насколько аккуратно вы и домашние обращаетесь с бытовыми предметами.

  • А затем составьте список потенциальных «опасностей» для новорожденного:
  • нет среди комнатных цветов ядовитых растений;
  • всегда ли вы закрываете кран у газовой плиты;
  • играя с ребенком, подбрасываете вы его над полом или над диваном (кроватью)
  • нет есть ли у вас привычки пить чай, держа на руках ребенка
  • во время пеленания не лежит ли он слишком близко к краю стола
  • Не оставляйте ли вы рядом с младенцем потенциально опасные предметы (иголки, бусинки и проч.).

Список составлен? Приступайте к замене вредных, а значит и опасных привычек на полезные и безопасные. И не стесняйтесь делать друг другу замечания (конечно же, в доброжелательной форме, без упреков и назиданий), если кто-то из домочадцев забудется и потеряет бдительность.

Когда ребенку будет угрожать опасность (розетки, окна, лекарства)

Пока ребенок лежит в кроватке, за ним присматривать гораздо легче, чем за непоседой, который уже научился ползать или тем более – ходить. Интерес и инициатива, желание все освоить – это тот моторчик, который заставляет проникать ребенка в самые невероятные места, от кухонной полки до мусорного ведра. Чтобы упростить себе жизнь, но при этом не лишать ребенка нормальной детской инициативы, в интересах его же «целости и сохранности» сделайте пространство дома максимально безопасным.

Для этого посмотрите на свое жилище в буквальном смысле глазами ребенка. А чтобы выбрать подходящий ракурс, просто сядьте на пол и осмотритесь вокруг.

.

На что надо обратить внимание:

  • надежно укрытые розетки и провода
  • Не оставляйте вы открытым окно, дверь на балкон в комнате, где находится малыш;
  • хорошо закреплены высокие предметы (не шатается этажерка? не упадет ли торшер?)
  • легко ли ребенку достать то, что висит (шторы, завесы), и оторвать это, если потянуть
  • сохраняется ли в недоступном для ребенка месте все, что можно попробовать на вкус (порошки, косметика и другое)

Помните, что возможности непоседы расширяются с каждым месяцем! И то, что у него не получалось вчера, завтра он, вполне вероятно, сумеет одолеть.

Чтобы ребенок не упал с дивана

Стремление защищать своих детей у родителей в крови, оно существует на уровне инстинкта. Но иногда этот инстинкт заставляет взрослых слишком тщательно оберегать ребенка, не давая ему ни малейшего шанса самому научиться проявлять осторожность.

Например, вы посадили ребенка на диван, а он немного посидел, перевернулся, подполз к самому краю и звісився вниз – вот-вот упадет … Что сделает мама? Подхватит и вернет на место. А если ребенок снова приповзе на край? Он же не знает, что здесь опасно, что можно скатиться на пол и больно удариться. И этот опыт вы должны помочь ему купить.

Как ребенку узнать, что край дивана опасен? А вот так: когда он дошел да края, вы говорите: «Край, осторожно!» И … «позволяете» ребенку упасть. Нет, не по-настоящему, но пусть немного соскользнет вниз, пусть немного испугается!

В следующий раз в подобной ситуации ваши слова и ваша встревоженная интонация напомнят ему неприятные ощущения от своего «падения», и он остережеться подползать слишком близко к опасному месту. А чтобы урок пошел на пользу – не сводил все к шутке. Если ребенок «почти упал», а вы его подхватываете, а потом тормошил и подкидываете – («Ух ты, как здорово!»), То не удивительно, что в следующий раз он захочет опять повторить этот фокус. А вот если вы будете вести себя в этой ситуации вполне серьезно – то малыш приобретет опыт осторожности.

Ребенка в 1 год надо не просто остановить, указывая на опасность, но и объяснять, как надо действовать (например, показывать , как правильно спускаться с того же дивана). То есть не осуществлять то или иное действие за него, а помогать разобраться, при этом надежно подстраховывая. Таким образом каждую потенциально опасную ситуацию вы превращаете не в запрет, а в полезный урок. В тот самый опыт, который ему впоследствии очень пригодится.

Приучать ребенка к безопасному поведению надо постепенно и постоянно. Только не торопите его! Все новое ребенок усваивает вдумчиво, в замедленном темпе. Главное – не мешайте ему действовать самостоятельно, только всегда подстраховывать.

Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы изложить малышу полезный урок. Вот он побежал и упал … Не ругайте, что не ахайте, а помогите понять и исправить ошибку («Знаешь, почему ты упал? Посмотри, ты споткнулся об машинку … Давай ее уберем …»).

Из каждой ошибки и неудачи помогите ребенку извлечь полезный урок.

Например, ребенок полез в шкаф и прищемил дверью пальчики. Расплакался, потом успокоился. Вот тогда-то и поговорите с ним о том, что произошло. Спросите: «Почему пальчикам больно? Потому что пальцы сюда нельзя совать. Знаешь, как надо закрывать эту дверцу? Правильно, беремся вот так … ». Покажите ребенку, как правильно это делать, и он свой опыт перенесет на все остальные двери.

Безопасность ребенка: можно или нельзя

Чтобы ребенок не запутался в запретах и разрешениях, постарайтесь, чтобы запрещенных мест было как можно меньше. Пусть это не покажется вам странным, но чем меньше запретов, тем ребенок послушнее. Потому что он чувствует: все «табу» обоснованы и идут не от вашей вредности (или желание покомандовать), а от истинной заботы о нем. В зону максимальной опасности включите балкон, подоконник, плиту, кладовку, крутую лестницу. Причем ребенок должен знать, что это стопроцентный запрет, и тут «нельзя» никогда не превращается в «можно».

Научить ребенка правильно действовать в потенциально опасном месте и привить ему навыки безопасности вам поможет веселая игра.

Возьмите мишку или другую мягкую игрушку. Сделайте лестницы и перила. В зависимости от размеров игрушки ее можно сделать из спичечных коробков или из книг, положив их друг на друга и немного сдвинув каждую. Перилами могут быть карандаши, или бортики кукольной кроватки, или детали конструктора.

Скажите ребенку, что ваш мишка хочет пойти гулять, но не знает, как ему спускаться по лестнице. Он не умеет и просит, чтобы малыш его научил. Если у ребенка не получается – проведите по лесенке мишку сами. А потом вслед за вами сделает это и малыш. Потом медвежонок должен подняться правильно, и пусть малыш поможет ему, объясняя, как надо держаться за поручни, не спешить, как ставить на ступени лапки и т.д. Акцент подъема / спуска сделайте на тех моментах, в которых ошибается ваш ребенок.

Когда вы с малышом пойдете на прогулку, напомните ему, как он учил мишку. И проследите, чтобы он спускался и поднимался, придерживаясь всех правил безопасности. При этом не забывайте важное правило: когда малыш поднимается, вы должны идти на ступень ниже его, а когда спускается – надо стоять впереди, чтобы вовремя подхватить его, если он споткнется.

В игре вы также можете обработать и другие ситуации: например, как вести себя в ванной комнате, почему нельзя одной выходить на балкон или сидеть на подоконнике, что такое огонь и чем он опасен и т.д.

Действуя таким образом, вы поможете ребенку приобретать полезные навыки, которые и станут залогом его безопасности.

Источник