Все для родителей

Гиперактивный ребенок, что делать?

Поделись с друзьями!

Гиперактивный ребенок, что делать?

Многие родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок проявляет чрезмерную активность, и им никак не удается его успокоить. Про таких детей обычно говорят «у него вроде встроенный моторчик», и называют их малышами. В медицинской терминологии такое поведение имеет свое собственное название – гиперактивность, и оно считается не плохим поведением или особенностью темперамента, как думают многие, а самостоятельным заболеванием. Однако, точно определить наличие отклонений может только специалист, поэтому самостоятельно ставить своему чаду диагноз «гиперактивный ребенок» и пытаться его лечить без очной консультации врача ни в коем случае нельзя. Для начала нужно ознакомиться с тем, что же такое детская гиперактивность, как она проявляется и чем отличается от обычного проявления темперамента.

Содержание статьи:

  • что такое гиперактивность?
  • Симптомы гиперактивности
  • Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям
  •    Гіперактивний дитина, що робити?

    что такое гиперактивность?

    Еще лет сорок-пятьдесят назад, в 60-х годах XX века гиперактивностью врачи считали небольшие расстройства мозговых функций и классифицировали ее не как самостоятельное заболевание, а как патологическое состояние. И только в 80-х годах это состояние получило свое название – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или просто СДВГ. Эта болезнь проявляется как следствие функциональных нарушений в работе центральной нервной системы, что вызывает проблемы с вниманием, памятью и способностями к обучению. Обработка информации мозгом гиперактивного ребенка происходит очень медленно, поскольку он плохо реагирует на внутреннюю и внешнюю стимуляцию. Гиперактивность у детей проявляется в том, что они не могут долго находиться в состоянии сосредоточенности, плохо контролируют свои действия, и отличаются постоянной неусидчивостью и импульсивностью.

    Гиперактивность у детей – это врожденное заболевание, развитию которого обычно способствует проблемное протекание беременности, сложные роды, различные заболевания матери и просто генетическая предрасположенность.

    Гиперактивность встречается очень часто среди детей дошкольного возраста и учеников младших классов. Практически в каждом классе, состоящем из 25-30 детей, учится один или даже два ребенка с диагнозом «гиперактивность». Родители часто называют детей с таким заболеванием «наши невнимательные гиперактивные дети».

    Симптомы гиперактивности

    Несмотря на то, что гиперактивность начинает проявляться примерно в возрасте двух-трех лет, некоторые родители еще до этого времени замечают некоторые пугают их симптомы в поведении своих детей. Гиперактивные малыши еще в первые месяцы жизни беспокойно спят, в отличие от детей без отклонений, которые могут проспать несколько часов ни разу не проснувшись за это время.

    . Дети с СДВГ чувствительны к любых внешних раздражителей: яркого света, резких звуков. Их может разбудить даже негромкий разговор родителей, что стоят возле кроватки. Став немного постарше, такие детки не могут спокойно лежать и сидеть в коляске, постоянно норовят из нее выпрыгнуть. Гиперактивность у детей, симптомы которой проявились в первый год жизни, может дать о себе знать и чуть позже.

    Если в семье растет гиперактивный ребенок, симптомы, на которые нужно обратить внимание, могут в некоторых случаях проявиться сразу. Обычно они становятся заметными невооруженным глазом, когда малышу исполняется 2-3 года. Такой ребенок обычно начинает поздно разговаривать или имеет проблемы с речью до 4-5 лет. Иногда родители видят, что малыш как будто не слышит то, что ему говорят, и продолжает заниматься своими делами, никак не реагируя на обращение по имени. Дети с диагнозом СДВГ в таком возрасте могут ломать игрушки и различные предметы, постоянно опрокидывать на себя тарелки и чашки. У них часто все выпадает из рук, они не могут спокойно заниматься одной и той же игрой в течение длительного периода времени.

    Когда ребенку с гиперактивностью исполняется 4-5 лет, по его поведению уже точно можно сказать, что в работе его головного мозга является нарушение. Гиперактивные дети в этом возрасте не могут до конца дослушать рассказывает мамой сказку, не способны просидеть на стуле в течение нескольких минут и совершенно не любят спокойные игры, предпочитая вместо этого постоянно бегать, вертеться, танцевать и делать все, что угодно, лишь бы не сидеть на месте. Они абсолютно не понимают, что означает слово «нет», и когда родители обращаются к ним с замечаниями о том, что что-то делать нельзя, они продолжают свое занятие. Воспитатели в садике часто жалуются на плохое поведение таких малышей, утверждая, что они постоянно шумят и отвлекают других детей.

    «Наши невнимательные гиперактивные дети» могут сутки напролет заниматься двигательной активностью и при этом фактически не уставать. Так происходит из-за того, что в их организме, что работает с нарушениями, накапливает избыток энергии, которую им необходимо выплескивать наружу, а другого способа, как это сделать, детки с СДВГ просто не знают. Гиперактивность у детей, симптомы которой проявляются в поведении, также можно идентифицировать и по жестикуляции и мимике. Дети с СДВГ часто совершают беспокойные движения и вычурная моторика: покачиваются на пятках и носках, когда стоят на ровном месте, постоянно что-то теребят в руках, двигаются, топчутся на месте или постоянно стремятся изменить положение тела. Также симптомом гиперактивности у детей может быть и постоянное сопровождение своей речи активной жестикуляцией.

    Гиперактивный ребенок, симптомы заболевания которого были замечены родителями еще в детсадовском возрасте, в школе начинает страдать еще больше. Он откровенно скучает на уроках, потому что не может полноценно усваивать информацию и отличается плохой успеваемостью. Чаще всего в дневнике у него красуются «тройки», а хорошие оценки могут быть лишь по одному предмету – физкультуре, поскольку на этих уроках чрезмерная физическая активность только поощряется. Отношения с одноклассниками у такого ребенка не складываются, он часто попадает в разные неприятные ситуации и принимает спонтанные решения, абсолютно их не обдумав.

    Гиперактивный ребенок – что делать? Памятка родителям

    Родителям, ребенку которых поставлен диагноз СДВГ, в первую очередь хотят знать, что же сделать в ситуации, что сложилась, ведь зачастую симптоматика, которая сопутствует данному заболеванию, создает определенные трудности в воспитании. Вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» – Один из наиболее часто встречаются на различных форумах молодых мам. Часто родители, у которых растет активный ребенок, что делать с этой его особенностью, просто не представляют, и пускают ситуацию на самотек.

    В первую очередь мер, которые надо предпринять родителям с такой проблемой – это показать малыша специалисту. Только врач может со стопроцентной точностью сказать, действительно ли имеет место СДВГ или перед ним просто очень активный ребенок, проявляет свой темперамент. Если диагноз действительно подтвердился, не нужно сразу же расстраиваться, ведь к гиперактивности на самом деле можно приспособиться, главное – знать, как это сделать.

    Для начала родителям нужно принять тот факт, что их чадо так себя ведет не потому, что просто капризничает или хочет досадить родителям, а потому что по-другому он вести себя не может – это особенность функционирования его нервной системы, к которой нужно привыкнуть. После осознания этого факта, маме с папой следует обратить внимание на свое поведение по отношению к малышу: если раньше они часто ссорились и злились на него, теперь такую реакцию нужно забыть. Злость, нападки и ругань здесь совсем не помогут, и даже наоборот способны еще больше усугубить ситуацию.

    Психологи советуют в общении с детьми, страдающих от гиперактивности, ставить им четкие и конкретные задачи, и лучше, если они будут недолгими. Например, предложение «Лестницы на кухню, помой руки, возьми чашку и принеси ее мне» ребенок с СДВГ просто не воспримет и вместо выполнения ряда просьб предпочтет заняться чем-нибудь другим, более интересным. А вот укороченный вариант той же просьба в виде «Сходи вымой на кухне руки» или «Принеси мне чашку» малыш вполне сможет понять и выполнить, поэтому длинные указания лучше давать крошке последовательно – новое только после выполнения предыдущего.

    пытаясь запретить что-либо ребенку, вместо слова «нет» или «нельзя», которое обычно употребляют в таких случаях, нужно использовать более понятные конструкции. Вместо фразы «Не ходи босиком» нужно сказать «Надень тапки», а «нельзя ходить по газону» заменить на «Выйди на дорожку». И главное – всегда использовать только спокойный тон, никакого повышения голоса!

    Чтобы ребенок в школьные годы избавился от рассеянности, следует завести для него дневник или повесить на стену расписание, по которому он будет ориентироваться, что и когда нужно выполнить: в какое время пообедать, когда сесть за уроки, во сколько ложиться спать.

    Но самое главное, о чем должны помнить родители – своевременные консультации врачей (неврологов, дефектологов и детских психологов) помогут существенно облегчить течение заболевания , а в некоторых случаях полностью избавиться от вызванных им проблем. При соблюдении этих правил, вопрос «У меня гиперактивный ребенок, что делать?» Больше никогда у родителей возникать не будет.

    Источник