Все для родителей

Делаем развивающий коврик

Поделись с друзьями!

   Робимо розвиваючий килимок

Раннее развитие ребенка – дело очень ответственное. Главное – не «перегрузить» малыша. Обучение происходит быстрее и легче, если оно идет в процессе игры. Детей не надо заставлять что-то делать. Довольно просто создавать такие ситуации, в которых им самим хотелось бы действовать в нужном направлении. Волшебный коврик, созданный своими руками, – настоящий кладезь веселых развивающих идей для вашего ребенка. Сделайте такой коврик, и крошку невозможно будет оторвать от интересных игр.

Развивающий коврик своими руками

  • Для изготовления «Волшебного коврика» возьмите однотонный ковролин размером не менее 1х1 м. Играя , малыш не будет отвлекаться на яркие рисунки. Кроме того, к нему хорошо прикрепляется лента-липучка.
  • Купите в магазине швейных принадлежностей липучку или отпора ее от старых ненужных вещей. Вам понадобится сторона с маленькими крючками. Разрежьте ее ножницами на 2-3 части, чтобы получились ленты-веревочки длиной от 20 см и шириной 3-5 мм. Цвета выбирайте основные (желтый, синий, красный и т.п.).
  • После занятий убирайте коврик, чтобы интерес ребенка к нему не пропадал. Назовите его Волшебной поляной игр или Сказочным ковром-самолетом, а можете придумать свои собственные ритуалы, которым вы будете следовать, пряча коврик и потом доставая его снова. Но постарайтесь, чтобы этот процесс всегда был окружен сказкой – так намного интереснее!

Ребенку 1 год: первые успехи

  • С годовалым ребенком займитесь контурной аппликацией: сделайте из приготовленных с липучки веревочка мордочку кота, рыбку или бантик и прикрепите их к коврику. Предлагайте ребенку самостоятельно отрывать от коврика ваши творения. Эти упражнения хорошо развивают мелкую моторику.
  • Если у ребенка это сразу не получится, проделайте действие вместе с ним, взяв его руку в свою. Пусть малыш производит эти манипуляции попеременно левой и правой руками, а потом и обеими одновременно (это правило применяйте и во всех последующих играх). Такие манипуляции помогают развивать оба полушария головного мозга.
  • Одновременно показывайте и называйте ребенку цвета. А потом попросите малыша показать тот цвет, который вы назвали. Вместе составляйте «композицию» из предметов одинакового цвета. Обращайте внимание крохи на понятие «такой же», «не такой», «другой», «одинаковый».

Ребенку 1,5 года: от простого к сложному

Вместе с полуторагодовалым ребенком уже можно заселять «Волшебный коврик». Из яркого ковролина или драпа вырежьте плоские фигурки знакомых ребенку фруктов (бананы, яблоки), ягод (виноград, клубнику), животных (собачка, кошка).

. Они должны быть размером не менее 5 см. А чтобы игрушки не «разбежались», поместите небольшие отрезки липучек на их лапки или животики. К ткани липучку удобнее пришить, а к кусочкам ковролина ее можно прикрепить мебельным степлером – так она будет лучше держаться. Все фигурки должны быть одного размера, а в игре используйте не больше двух-трех фигурок. Давайте ребенку в руки по одной игрушке и просите его показать другие такого же цвета и формы.

  • Парочки . Хорошо развивает внимание игра «Парочки». В середине коврика прикрепите одну ромашку, а другую «спрячьте» в уголке. Затем попросите ребенка найти подружку одинокому цветку. После этого усложните задачу, добавив еще одну пару другого цвета и т.д.
  • Не забудьте использовать и геометрические фигуры (круг, квадрат). Правильно называйте их крошке. А в комнате или на картинках показывайте предметы, имеющие такую же форму.
  • Когда ваш малыш станет легко справляться с предыдущими заданиями, усложняйте игру. Сделайте детали разных размеров и познакомьте его с понятиями «большой – маленький», «узкий – широкий».
  • Прятки . Для развития внимания и памяти поиграйте в игру «Жмурки». На глазах у ребенка уберите под коврик одну фигурку или игрушку. Спросите: «Где кружок (квадрат, колокольчик)? Куда он делся? »Достаньте спрятанное и покажите:« Вот он! »Снова спрячьте фигурку и попросите малыша найти ее самостоятельно. Играйте до тех пор, пока у ребенка есть желание.
  • В процессе занятий не забывайте знакомить малыша с такими понятиями, как «много – мало», «один и много». Развивайте у него начальные навыки порядкового и количественного счета. Кроме развития мелкой моторики и сенсорных ощущений эти игры очень хорошо формируют зрительное внимание и творческое воображение, а также память. Ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о элементарные математические понятия, совершенствуют звукоподражания.

Ребенку 2 года: аппликации – в дело!

Двухлетнего ребенка можно начинать учить алгоритму последовательных действий. Предложите ему повторить за вами контурную аппликацию из лент-веревочек. Сначала сделайте самое простое: протяните прямые и ломаные линии. Попросите ребенка проложить рядом еще одну дорожку или тропу – такую же, как получилась у мамы. А потом по обеим дорожкам пустите «погулять» зверушек. Для усложнения игры используйте дополнительные веревочки (но не более трех!).

  • Найди половинку. Еще одна интересная игра – в «фигурки-половинки». Для игры вам понадобится одна целая фигурка зайчика и фигурка, например, моркови, разрезанная пополам. Прикрепите зайчика на середину коврика, а детали моркови расположите по краям. Попросите ребенка найти «откушенный» зайчиком кусочек. Научите своего ребенка играть в «фигурки-половинки» сначала из двух, затем из трех частей и т.д.
  • Соберем ежика . В играх-занятиях по знакомству с окружающим миром используйте аппликации из кусочков ткани разного размера и фактуры. Например, если вы хотите познакомить малыша с ежиком, то туловище лесного гостя сделайте из ковролина, лапки из фетра или драпа, носик из пуговицы, а иголки – из веревочек. Научите ребенка правильно прикреплять лапки, иголки, нос.
  • Что пропало? Не забывайте также развивать внимание и зрительную память ребенка. Поиграйте в игру «Что пропало?» Для этого заранее спрячьте 1-2 детали от фигурки животного. Спросите ребенка, чего не хватает у ежика. Если он правильно называет недостающие детали, прикрепите их на место. Усложняйте игру, постепенно увеличивая число «пропавших» деталей. Занимайтесь с ребенком, пока он не научится собирать всю аппликацию сам.
  • Разведчики . Поиграйте в «разведчиков». Для этого заранее прикрепите на коврике простую аппликацию из 4-5 деталей. Предложите ребенку внимательно рассмотреть, а затем попросите его отвернуться. Тем временем поменяйте 1-2 детали местами и дайте ребенку возможность восстановить изображение. Усложняйте игру: сокращайте время, отведенное на рассматривание игрушки, увеличивайте количество деталей в аппликации и тому подобное.

Ребенку 3 года: новое задание

Прогулка с Нямбой . Когда ребенку исполнится три года, познакомьте его с более сложными задачами. Для этой цели разрежьте разноцветные ленты-липучки на геометрические фигуры размером 10-15 мм. Вместе с ребенком расположите их в ряд на ковролине. А потом отправьте гулять по этой дорожке «волшебную» игрушку Нямбу, сделанную из самого мягкого пластилина, который вы только сможете найти в магазине, зашитого в ганчір’яний мешочек. Нямба (разумеется, с вашей помощью) умеет принимать форму того предмета, рядом с которым оказывается. Например, гуляя по дорожке из квадратиков, она принимает форму квадрата. А еще Нямба умеет считать количество фигур, из которых складывается волшебная дорожка. Для закрепления материала предложите ребенку отыскать предметы такой же формы, которую принимает «магическая» игрушка, в комнате.

Кроме мелкой моторики такие игры развивают сенсорные и познавательные способности. При самостоятельном конструировании фигур задействуются зрительный, осязательный и тактильный анализаторы. Формируется представление об эталонах формы. Развивается память, пространственное мышление и творческое воображение, развивается речь, происходит знакомство с основами математики. А чтобы в будущем вашему ребенку было легко учиться в начальной школе, полезно заранее приучать его к усидчивости и концентрации внимания. Этом тоже помогут игровые занятия с «Волшебным ковриком».

Источник